ПРЕДИСЛОВИЕ
Каникулы – любимая пора детей! И ими необходимо распорядиться умело. От нас, педагогов, во многом зависит, какой отдых ждет в период каникул ребят: пассивный или активный.
Пассивный отдых созерцания скучен, однообразен, бесполезен. Его следует заменить на интересные дела, сочетающие в себе как физическую, так и умственную деятельность.
Мудрость, опыт педагогов, искреннее желание работать с детьми приводят к реализации задач по воспитанию духовных, моральных ценностей, развитию навыков творчества, реализации трудовых проектов.
Поиск эффективной модели организации отдыха, занятости детей сопровождался анализом имеющегося в школе опыта работы в этом направлении, результатов социологических исследований потребностей учащихся на предоставление комплекса услуг в условиях временного детского коллектива. Налажена и отработана система отдыха, оздоровления детей и подростков.
Для обеспечения непрерывности воспитательного процесса, а также удовлетворения запросов детей в различных видах отдыха и оздоровления создаётся программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
І.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Настоящая программа является программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Она реализуется на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г. Могилева» в каникулярное время. С целью реализации программы создается оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
Оздоровительный лагерь осуществляет свою деятельность посменно. Продолжительность смены в оздоровительном лагере с дневным пребыванием в летний период 18-21 день, в период осенних, зимних, весенних каникул – 6-8 дней.
В оздоровительном лагере с дневным пребыванием проводится профильная тематическая досуговая смена по проекту «Радуга успеха». Основная форма реализации – сюжетно-ролевая игра.
ІІ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для эффективного педагогического взаимодействия, организации отдыха и оздоровления детей, формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной личности, выработки у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
-обеспечить в первоочередном порядке отдых, оздоровление и занятость детей в учреждении образования;
- реализовать интересы и потребности детей в развивающей и воспитывающей деятельности;
- ориентировать деятельность педагогов на формирование у воспитанников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умения противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
- предоставить каждому ребенку возможности осознать себя через коллектив, открыть свои способности, свою жизненную позицию;
- увлечь несовершеннолетних перспективой самовоспитания.
ІІІ. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Реализация программы будет способствовать:
- организации разностороннего, познавательного и эмоционально насыщенного досуга с разумным включением в него оздоровительной практики;
- вовлечению детей в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение со сверстниками;
- формированию умений и навыков самостоятельного планирования своего досуга;
- повышению уровня знаний по основным факторам риска для здоровья и альтернативным формам поведения;
- изучению культурного наследия своего края, своей страны;
формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни.
IV.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ
4.1 Познавательная деятельность:
Деятельность, результатом которой являются новые знания, открытие законов природы и общества.
Оптимальные приёмы, методы и формы работы:
День «Безопасные каникулы». Во время этого дня проходит знакомство детей с правами и обязанностями в летний период. Проводятся тематические беседы с работниками ГАИ, МЧС и общественной организацией Красного креста.
День «Здоровья» - во время «Дня здоровья», медработниками проводятся беседы с ребятами по формированию здорового образа жизни, тематические мероприятия, посвященные формированию навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью.
День «Спорта» - воспитание здорового образа жизни, укрепление здоровья детей, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физкультурой и спортом. Формирование и развитие санитарно-гигиенических навыков и умений.
День «Природы». Для этого дня актуальны прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, где дети приобретают практические навыки краеведческой работы. А также закрепляют и приобретают знания по географии и истории.
День «Книголюба» - ребята посещают школьную библиотеку, а также библиотеки нашего города, откуда выносят массу новой познавательной информации. Библиотека готовит выставку книг, организовывает рекламу книг, интервью с героями книг и различные видеосалоны.
С детьми проводятся различные мероприятия: игра «Счастливый случай», брей – ринг «Сказки», викторина «Волшебный мир сказок»,
За период работы оздоровительного лагеря мероприятия планировались и проводились с учетом акции «Здоровый я – здоровая страна», “Жыву у Беларусі і тым ганаруся”, “Могилев культурная столица СНГ и Беларуси ”, «Безопаснее вместе», «Лето на здоровье», дети принимают участие в различных мероприятиях развлекательного, познавательного и воспитательного характера.
- Открытие и закрытие лагерной смены (концерт)
- Посещение школьной библиотеки, библиотеки имени Ленина
- Просмотр детских кинолент в кинотеатре «Чырвоная зорка»
- Посещение музеев имени П. Масленикова и им. Белыницкого-Бирули, краеведческого музея
- Встреча с сотрудниками ГАИ
- Конкурс рисунков, загадок «Правила ГАИ – правила твои»
- Посещение пожарной части
- Прогулки по городу, в сквере «40-летия Победы»
- Обучение и проверка знаний по правилам безопасного поведения в лагере и общественных местах во время летних каникул, ПДД, ППБ, правилам поведения на воде и около водоемов, об ответственности за правонарушения.
В рамках акции «Здоровый я – здоровая страна»:
- Спортландия «Веселые старты»
- Минутки здоровья
- Прогулки на свежем воздухе
- Конкурс «Золотая скакалка»
- Туристическая тропа «Ветразь»
- Презентация «В здоровом теле здоровый дух»
- «Тропа здоровья» в зеленой зоне р. Дубравенка
- Конкурс подвижных игр
- Информационный дайджест «Слагаемые здоровья»
В рамках акции «Безопаснее вместе»:
- Беседа «Безопасное лето», «Опасные игры»
- Посещение пожарной части
- Обучающая прогулка «Опасности на каждом шагу»
- Ролевая игра «Спасатели»
- Познавательная экскурсия в район р. Дубравенка «На улице - не в комнате, а том ребята помните»
В связи с особой актуальностью правового просвещения проводится правовой день – это практическое занятие в кабинете информатики «Наш консультант – детский правовой сайт» и рефлексивное занятие «Моя семья» (профилактика семейно-бытового насилия).
В рамках Дня Памяти:
- Минута памяти «Звон скорби»
- Беседа «Этот день забыть нельзя»
- Акция «Поклонимся подвигу» у памятника летчиков на Успенском кладбище
- Экскурсия к мемориальному комплексу Буйничское поле
- Конкурс рисунков на асфальте «Нет войне»
В рамках акции «Бережем зеленую планету»:
- Цикл интеллектуальных игр «знатоки об экономии и бережливости»
- Тематические занятия «Сбережем нашу планету»
- Конкурс рисунков «Мир вокруг нас», «Я умею экономить»
- Устный журнал «Домашняя экономия»
- Минутки бережливости
В рамках акции “Год малой родины ”
- Посещение кинотеатров, театров, музеев города
- Пешеходные прогулки и экскурсии по памятным местам города
4.2 Творческая деятельность:
Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений.
Оптимальные приёмы, методы и формы работы:
КТД «Фантазии на тему волшебства», «Чудеса своими руками»
Акции ««Узнай - новое! Открой - необычное! Сделай - полезное!». «Сказки Пушкина». КВН «Сказочный денёк». Конкурс рисунков «Мои фантазии». Творческая мастерская «Театр и Музыка», «Аленький цветочек», «Очумелые ручки».
Инсценировка сказок «Новой сказкой удиви». Презентация детской песни «Песенка для Гены», музыкальная игра «Угадай мелодию, музыкальная викторина «Старый патефон». Шоу-программа «Звёздный час». Презентация чудес.
4.3 Игровая деятельность:
Деятельность, способствующая психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
Оптимальные приёмы, методы и формы работы:
Игры на знакомство, сплочение временного детского коллектива: «Давайте дружить», «Давайте познакомимся». « Три желания».
Спортивные игры: спортландия, футбол, баскетбол, мини-футбол, подвижные игры
Интеллектуальные игры: «В стране Лукоморье», «Там, на неведомых дорожках».
Творческие игры: «Сказка на новый лад», «День варенья!».
Деловая игра : «Дом хорошего настроения, который построили мы!».
4.4 Коммуникативная деятельность:
Передача информации от человека человеку и процессе личностного взаимодействия. Через коммуникации воспитание реализуется как социальное явление.
Оптимальные приёмы, методы и формы работы:
Тренинги: «Стиль общения», «Собиралочка».
Упражнения, игры на развитие коммуникативных способностей.
Часы общения «Животные и растения Беларуси», «Мои впечатления о лагере».
Читательская конференция «Будь человеком».
Кольцовка песен из мультфильмов.
Беседа «Мы помним те страшные годы».
Конкурсы и творческие задания.
Игры на знакомство, сплочение временного детского коллектива.
- КОМПЛЕКС МЕРОРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ
5.1. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, окружающему миру и себе.
Оптимальные приёмы, методы и формы работы:
Акции «Безопасное лето», «Каникулы без дыма».
Медиаурок «Правильное питание».
Беседы «Наши друзья – дорожные знаки», о профилактике кишечных инфекций.
Встреча с врачом поликлиники.
Поле - чудес «За здоровьем к растениям».
Прогулки.
Спортивные игры.
Общественно – полезный труд.
Индивидуальные и групповые профилактические беседы.
Кинолектории.
5.2.Медицинское сопровождение
Совместная работа специалистов разных профилей: педиатров, гигиенистов, педагогов-психологов и социальных педагогов.
Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:
Медицинский осмотр детей на наличие кожных заболеваний и педикулёза.
Ознакомление с рекомендациями по дозированию физической нагрузки, питанию, режиму дня.
Доврачебная помощь.
Контроль за соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.
Контроль за качеством и безопасностью питания детей.
Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, травм.
Гигиеническое воспитание детей.
5.3. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
Выработка у детей и подростков стереотипов здорового образа жизни для эффективного противодействия неблагоприятных воздействий на организм ребёнка.
Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:
Контроль за соблюдение санитарно-гигиенических норм (режим дня, рациональное распределение нагрузки в течение дня, соблюдение требований к использованию компьютерной техники и т.д)
Рациональное чередование умственной и двигательной активности( физкультпаузы, спортчасы, прогулки и т.д).
Создание комфортного положительного психологического микроклимата.
Профилактика негативных проявлений в процессе общения.
Использование эмоционально-смысловых разрядок: улыбка, шутка, юмористическая картинка, поговорка, афоризмы, музыкальные минутки.
5.4.Рациональная организация питания и питьевого режима.
Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:
Соблюдение объёма, кратности и температурного режима питания и эстетического вида приготовленных блюд.
Контроль за соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к организации питания.
С – витаминизация пищи.
Использование бутилированной и кипяченой воды.
Гигиеническое воспитание.
Санитарно-профилактическая работа.
5.5. физкультурно-оздоровительные и закаливающие мероприятия
Способствует повышению жизненных сил и укреплению здоровья детей.
Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:
Зарядка «С добрым утром!». Соревнования по футболу. Спортивные эстафеты. Азарт – шоу «Ралли на метле». Полоса препятствий.
Спортивное состязание «Битва Титанов». Первенство лагеря по теннису, шашкам, шахматам. Игра «Два капитана».
Различные виды закаливания (умывание и мытьё рук холодной водой, закаливание стоп, хождение босиком, обтирание, купание в открытых водоёмах).
5.6. Использование природно - рекреационных ресурсов
Социально - гигиенические аспекты воспитания детей всех возрастов предусматривают не только охрану детского организма от неблагоприятных влияний, но и активное создание таких условий жизни, при которых укрепляется здоровье ребёнка, повышается сопротивляемость, улучшается физическое развитие и работоспособность.
подвижные игры на свежем воздухе; детские игры нашего двора; пешеходные прогулки.
Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:
Лесные прогулки, спортивные занятия и игры на свежем воздухе, пешеходные маршруты, дневной сон, гелиотерапия (использование в оздоровлении местных и общих солнечных ванн), ароматерапия, купание в открытых водоёмах.
5.7. Организация здоровьесберегающей предметной среды
Выраженное влияние на формирование здоровья детей может оказывать специально созданная предметная среда. Здоровьесберегающая предметная среда включает в себя такие элементы: здания, сооружения, малые архитектурные формы, ландшафтные композиции и др., а также аудиовизуальный фон.
Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:
Соответствие помещений гигиеническим требованиям.
Благоприятное экологическое окружение. Щадящий режим дня. Сказкотерапия. Смехотерапия. Музыкотерапия. Игротерапия.
- РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
6.1. Нормативное правовое регулирование:
Правовую основу составляют: Конституция Республики Беларусь (1996), Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2021-2025г.г., Кодекс Республики Беларусь об образовании, Закон республики Беларусь «О правах ребёнка» (2000), ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 19 июля 2011 г. № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования», Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей», программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении от 24.05.2011 г. Приказ № 336.
6.2. Повышение профессиональной культуры педагогических кадров:
Проведение педагогического совета для педагогических работников перед открытием лагеря.
Изучение передового педагогического опыта.
Ежедневные планёрки.
Оказание поддержки творческим инициативам.
6.3.Преемственность и непрерывность:
Непрерывность достигается через педагогически выверенную преемственность организации процесса воспитания.
Преемственность в воспитании предполагает изучение и учёт субъективного опыта воспитанников, проявляющегося в системе его отношений к жизнеорганизующим факторам и значимым людям: родителям, сверстникам и ближайшему окружению, себе, ведущим видам деятельности, культурным ценностям, природе.
Процесс оздоровления осуществляется с учётом состояния здоровья детей и рекомендаций участкового врача.
VII. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Показателями эффективности организации оздоровления:
- формирование у детей опыта участия в социально значимой деятельности;
- успешная самореализация воспитанника в различных видах деятельности;
- положительная динамика развития интеллектуальных, творческих способностей, лидерских качеств личности воспитанника;
- установление дружеских отношений между детьми;
- участие детей в коллективной деятельности;
- ответственное отношение к своему здоровью;
- сформированность у воспитанников умений оценить поступки других и произвести самооценку;
- реализация воспитанниками на практике своих знаний, умений и навыков.
Показателями эффективности организации оздоровительного процесса являются:
- положительная и соответствующая возрасту динамика ростовесовых показателей детей;
- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий внешней среды;
- организация рационального сбалансированного питания детей;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- полноценная и эффективная работа с детьми всех групп здоровья;
- обеспечение комфортного пребывания детей в условиях временного коллектива;
- адаптация и самореализация воспитанника в условиях временного детского коллектива;
- систематический контроль за личной гигиеной детей.