Музей

Афиша музея

График работы музея:

понедельник- пятница: 10:00-17:00

суббота: 10:00-13:00

в летний период- среда: 10:00-12:00

свернуть

Тематика музейных экскурсий:

I. Раздел:

  1. Могилёв довоенный
  2. Подготовка города к обороне
  3. Начало боевых действий. Бои на дальних подступах к городу
  4. Участок обороны №1: Минское и Шкловское шоссе
  5. Участок обороны №2: Бобруйское шоссе
  6. Участок обороны №3: Заднепровье.

 

II. Раздел:

  1. Народное ополчение в боях за Могилёв
  2. Бои в полном окружении
  3. Последнее совещание в штабе. Выход из окружения
  4. Увековечивание памяти защитников Могилёва
  5. М.И.Базылева – организатор и руководитель школьного музея
  6. Могилёвское отделение фонда мира
свернуть

Краткая информация о музее:

27 июня 1964 г. и к 20-летию освобождения города Могилева и области от фашистских захватчиков был торжественно открыт музей Боевой Славы, ставший центром военно-патриотического воспитания школьников нескольких поколений. В этот же день в здании СШ № 11 г. Могилева на здании средней школы № 11 была установлена мемориальная доска, увековечившая память о том, что в здании школы с 2 по 27 июля 1941 г. находился штаб 172-й стрелковой дивизии, героически оборонявшей г.Могилев.           

В июле 2011 года накануне 70-летия обороны Могилева после реконструкции состоялось торжественное открытие обновленной экспозиции школьного музея. Музей получил новое название¬ – «Музей обороны города Могилева в июле 1941 года».

 С 23 сентября 2016 учебного года государственное учреждение образования «Средняя школа № 11 г.Могилева» присоединилась к проекту ООН «Сеть школ мира», основной задачей которой в этом направлении станет создание условия для обмена опыта работы школы с другими образовательными учреждениями, заинтересованные в гражданском воспитании школьников в духе культуры мира и миротворчества.

Одним из направлений деятельности школы мира стал Музей обороны города Могилева в июле 1941 года.   В рамках проекта «Радуга добрых дел» самый старший 7-й миротворческий отряд ответственный за реализацию акции «Мы этой памяти верны». В рамках акции ведется работа по сохранению и увековечиванию героического прошлого нашего народа. Учащиеся активно участвуют в организации и проведении мероприятий, Уроков мужества, экскурсий в школьном музее обороны Могилева в июле 1941, а также выездные экскурсии по принципу «Музей в чемодане».

С 1 сентября 2023 учебного года государственному учреждению образования «Средняя школа № 11 г.Могилева» присвоено имя Михаила Тимофеевича Романова.

На сегодняшний день основной фонд музея насчитывает 304 экспоната, а дополнительного 1224 экспоната.

Наиболее ценными экспонатами являются:

-фотография Зуева Г.А., участника боёв за Могилёв в июне 1944г.;

-письма Зуева Г.А. с фронта матери, 1943-1944гг.;

- воспоминания Клугмана З.З., начальника политотдела, зам. начальника управления милиции и Сыромолотова В.И., начальника областного управления милиции;

- письмо-воспоминание Жужжалова Н.И., политрука роты 747-го СП 172-й сд.;

- воспоминания Гуриева И.Г., руководителя подпольной группы «Непокорённве»;

- личные вещи участников обороны Могилёва.

Так же в экспозиции музея можно увидеть:

Дуло винтовки Мосина

Вооружение СССР перед началом Великой Отечественной войны соответствовало запросам того времени. Магазинная винтовка Мосина образца 1891 года калибра 7,62 миллиметра была единственным экземпляром неавтоматического оружия.

В первые дни войны при домоуправлениях и на предприятиях Могилева было создано 40 групп самозащиты, которые несли круглосуточное дежурство в бомбоубежищах, около жилых домов и на предприятиях.

Вооружение ополченцев в первые дни обороны составляла одна винтовка на троих. Оружие бралось у раненных в госпиталях, бойцам рекомендовалось добывать оружие в бою.

Граната «Лимонка»

Что же касается наименования «лимонка», то оно появилось в годы Первой мировой войны. Многие считают, что граната получила это название за характерную форму, однако это не соответствует действительности.

Граната предназначена для поражения живой силы в оборонительном бою. Из-за значительного радиуса разлёта осколков (до 150 метров) метать её можно только из-за укрытия, из бронетранспортёра или из танка.

Фляга

Фля́га-плоская или овальная бутыль, как правило металлическая с навинчивающейся пробкой.

 История появления этого предмета уводит в средние века, когда необходимо было сохранить жидкость всеми возможными способами. В те времена фляги делали из подручных материалов — дерево, желудки животных, кожа животных, сшитые в виде мешка. Со временем фляги стали делать из стекла и металла, а пик использования таких приспособлений пришелся на 18 столетие.

Советские фляги имеют собственную богатейшую историю. Простые и надежные, всем знакомые и ставшие настоящей классикой, советские фляжки служили своим владельцам годы и десятки лет.

В солдатской фляжке долго не портится вода, ничем не пахнет, в отличие от пластиковых. Фляжка также не боится замерзания и размораживания, в ней можно кипятить воду на открытом огне, что жизненно важно для здоровья в походах. В утепленном чехле зимой – не замерзает, в мокром чехле летом – остужает воду.

Каски (советская и немецкая)

В Великую Отечественную войну каски спасли жизни миллионам наших солдат. Солдатские каски, производившиеся в Лысьве, проверялись на прочность выстрелами из боевых винтовок, на специальном заводском полигоне. Каждый день на этом полигоне 17-18 летние девушки отстреливали каски. Завод-700 – таково было кодовое название Лысьвенского металлургического завода в годы Великой Отечественной войны. За 4 года войны здесь было выпущено более 10 миллионов солдатских касок. С 25 метров каска должна держать прямое попадание. Пробовали стрелять по немецким – пробивали насквозь.

Солдаты каску называли «Стальная фронтовая подруга», потому что она защищала их от гибели.

Для производства касок в СССР использовалась легированная броневая сталь. Советская модель получила название СШ-39 и представляла собой изделие весом 1,25 кг. Стенки имели толщину 1,9 мм. Испытания каски были проведены и дали хороший результат. Советская модель была способна выдержать прямые попадания с дистанции десять метров от револьверной пули «Наган».

Фронтовики часто рассказывали, что часто видели немцев в советских касках. Как ни странно, враг предпочитал их своим.

свернуть

Дипломы музея

Методические рекомендации:

Музей создан в целях содействия приобщению учащихся к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию, формированию духовно-нравственных ценностей; патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции.

Кроме того, музей является одной из форм работы по развитию творческой, интеллектуальной деятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и пропаганды материалов источников по истории общества, имеющих воспитательную и научно познавательную ценность.

Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека. Эти задачи решает школьный музей с его экспозицией, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.

Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок - исследование, урок - игра, урок - знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции и различные музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться в какой - то другой нетрадиционной форме (встреча с интересными людьми - писателями, ветеранами и т.п.). Такие уроки в музее стимулируют интерес детей к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.

Использование исторического материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. На вещественных и документальных материалах музея могут быть написаны рефераты, доклады, творческие проекты. Дети могут соприкоснуться с историю, поработать с документами, соприкоснуться с прошлым "вживую".

Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, конкурсы и многие другие мероприятия помогают раскрывать исторический потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности учреждения образования.       

свернуть

Фотоальбом

Виртуальная экскурсия по музею

поделиться в: