Правовая страничка

Точка опоры (КДН г. Могилева)

КДН – это структуры, призванные реализовывать меры профилактики правонарушений, предупреждения безнадзорности несовершеннолетних. Комиссии также призваны содействовать осуществлению и защите прав подростков.
Данная группа поможет детям и подросткам найти помощь и поддержку в сложной жизненной ситуации.

Ссылка на группу Точка опоры (КДН г. Могилева)

свернуть

ПРОКУРАТУРА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНФОРМИРУЕТ!!! «СТОП НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ»

На территории Могилевской области распространены случаи насилия в семье. За 6 месяцев 2021г. в отношении членов семьи и близких родственников совершено 4 051 административное правонарушение (причинение легких телесных повреждений и психологических страданий) и 253 преступления, в т.ч. 8 убийств. 15 фактов умышленных причинений гражданам тяжких телесных повреждений. 95 истязаний.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ – умышленное действие физического, психологического, сексуального характера в отношении члена семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психологические страдания.

КАЖДОЕ НАСИЛИЕ НАКАЗУЕМО!

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

За нанесение побоев не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи, предусмотрен штраф в размере до 10 базовых величин или административный арест.

 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Умышленное причинение боли или мучений, либо систематическое нанесение побоев (истязаний) наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

За совершение убийства человека предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 25 лет, пожизненное лишение свободы или смертельная казнь.

Одной из мер профилактики насилия в семье является вынесение защитного предписания в отношении «семейного скандалиста» и заключается в его выдворении из совместно занимаемого с жертвой агрессий жилого помещения на срок от трех до тридцати суток.

В области в этом году применено 911 таких предписаний. Контроль за выполнением их требований осуществляет территориальные ОВД.

За нарушение требований защитного предписания также предусмотрена административная ответственность – штраф в размере до 10 базовых величин или административный арест.

свернуть

Обещают легкие деньги?

Ответственность за несанкционированный доступ к компьютерной информации

СТОП НАСИЛИЮ!

ЗАЩИТА СЕКСУАЛЬНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ – сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов,  правоохранительных органов и родителей.

К ПРЕСТУПЛЕНИЯМ против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждение к действиям сексуального характера, использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией и др.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ:

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Вы должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях НЕОБХОДИМО воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

ПОМНИТЕ:

ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА ВАЖНЕЕ ВСЕГО!

свернуть

Ответственность за распространение порнографических материалов через интернет

ВНИМАНИЕ: СВАТТИНГ

Сваттинг - новый для Беларуси вид преступления. Геймеры отправляют в экстренные службы ложное сообщение об опасности от имени другого.

Во-первых, ложные сообщения отвлекают экстренные службы от оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается

Во-вторых, такими «разводами» геймеры могут доставить большие неприятности

По всему миру полиция успешно устанавливает личности этих геймеров. В Беларуси за «сваттинг» предусмотрена ответственность по ст.340 Уголовного кодекса вплоть до 7 лет лишения свободы. А если геймер не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, то отвечать за него придется

…ПО ВСЕЙ СТРОГОСТИ ЗАКОНА!

свернуть

Материалы по проблемам торговли людьми, безопасное трудоустройства за пределами Республики Беларусь

Живой товар - проблема торговли людьми

Нет современного человека, который не слышал бы о проблеме торговли людьми, но у большинства из нас рабство ассоциируется в первую очередь с картинкой из учебника истории. Между тем по международным оценкам, в начале третьего тысячелетия размах работорговли в мире настолько велик, что по обороту денежных средств обогнал традиционно находящуюся на втором месте после наркоторговли незаконную торговлю оружием.

Видов эксплуатации современных рабов в мире насчитываются десятки. В нашей стране это трудовая, сексуальная эксплуатация, а также вербовка с целью извлечения путем принуждения органов и тканей человека. Основная масса жертв торговли людьми - это женщины, ставшие объектом сексуальной эксплуатации. Несколько реже жертвами становятся мужчины, попавшие в трудовое рабство.

Методы вербовки сегодня не сравнить с теми, что практиковались в 90-е, схемы обмана стали более изощренными. Интернет полон сайтов-однодневок: бизнес, обучение за рубежом, знакомство с состоятельными иностранцами... Обман раскрывается только в стране назначения, когда жертвы оказываются в долговом и сексуальном рабстве.

По данным Международной организации труда, в мире насчитывается 20,9 миллиона человек (главным образом женщин), в том числе 5,5 миллиона детей, занимающихся принудительным трудом. Часть из этого количества людей вовлечена в занятие проституцией. В целом по миру торговля людьми приносит преступным группировкам свыше 25 миллиардов евро ежегодно. По данным ООН 30 миллиардов долларов в год. В торговлю людьми вовлечена 161 страна из 192 стран мира.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь предусматривает до 15 лет лишения свободы за любое из действий в цепочке - вербовка, перевозка, передача, эксплуатация... Мера наказания за торговлю людьми в белорусском законодательстве соизмерима с наказаниями, предусмотренными в европейских странах (15 - 20 лет лишения свободы). Но даже такие сроки не останавливают работорговцев.

В Беларуси создана эффективная система противодействия торговле людьми, но каждый должен и сам заботиться о личной безопасности.

Вы собираетесь поехать работать, учиться за границу или выйти замуж за иностранца? В любом случае делайте это законным путём, чтобы не разделить участь многих потерпевших от торговли людьми. Подумайте о своей безопасности дома, прежде чем оказаться в сложной ситуации за границей. Получить необходимую информацию можно по номеру телефона горячей линии.

Примите во внимание следующие рекомендации

1.Белорусская фирма, которая предлагает работу за границей, должна быть зарегистрирована в местном органе власти (исполкоме).

2.Работа должна быть легальной. Необходимо знать, что, по законодательству большинства стран, получить работу могут только лица, достигшие 18 лет. Только в случае трудоустройства законным путем работник может рассчитывать на правовую защиту, социальное обеспечение, а в случае травм – а медицинскую помощь. Кроме того, поскольку Республика Беларусь не является членом Европейского Союза, для наших граждан существует множество запретов относительно трудоустройства. Необходимо также знать, что работодатель из любой страны должен иметь специальное разрешение государства для найма иностранца на работу.

3.Фирма-посредник должна иметь лицензию на трудоустройство белорусских граждан за границей, в нашей стране такие лицензии выдаёт только Департамент по миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Лицензия выдаётся сроком на пять лет, поэтому рекомендуется проверитьсрок действия. Проверить наличие лицензии можно по следующим номерам телефонов местных миграционных служб:

г. Брест – (0162) 22 28 73; г. Витебск – (0212) 23 50 19;

г. Гомель – (0232) 53 24 70;

 г. Гродно – (0152) 44 75 07, 44 91 82;

г. Могилёв – (0222) 32 67 36;

г. Минск (для жителей Минского района) – (017) 254 73 05;

г. Минск (для жителей г. Минска) – (017) 285 17 70, 55 17 68.

Не берите деньги в долг от фирмы и не соглашайтесь на то, чтобы фирма брала оплату всех затрат на себя. Таким образом обманывают многих женщин: ещё до отъезда на работу за границу они бременены долгами.

4.Контракт составляется на русском языке, всё должно быть предельно ясно. Он оформится в трёх экземплярах, один их которых обязательно выдаётся на руки работнику. Контракт предусматривает условия проезда, проживания и обязательно – условия и оплату труда. Он должен быть зарегистрирован в миграционной службе при горисполкоме. Нужно навести справки о величине средней заработной платы в соответствующей стране. Возможно, предложенная заработная плата недостаточна для покрытия минимальных расходов на проживание в данной стране.

5.В паспорте должна стоять рабочая виза, а не туристическая, студенческая или какая-либо другая. Разобраться в этом поможет сотрудник посольства той страны, куда вы едете. Разрешительная запись на выезд во все страны мира ещё не даёт основания для легального выезда за границу. Для этого необходимо получить визу. Виза открывается в посольстве или консульском управлении той страны, куда вы хотите поехать. Процедура открытия визы может длиться несколько недель. Если кто-то предлагает получить визу за несколько дней, это должно насторожить. Если вид визы не соответствует цели поездки, то в случае обнаружения вас могут оштрафовать, арестовать и депортировать из страны. Работодатель может говорить, что вы нарушаете закон, и будет заставлять вас делать всё, что он захочет. Виза указывает период, в течение которого вы можете находиться в соответствующей стране. Если же вы остаётесь на территории страны после истечения срока визы, то нарушаете паспортно-визовый режим, и у вас будут соответственные проблемы. Изменить статус визы за границей невозможно ни при каких обстоятельствах. Например, находясь за границей по туристической или гостевой визе, вы не сможете легально переоформить её на рабочую визу (она должна стоять в паспорте до выезда из Республики Беларусь). Паспорт нельзя доверять никому. Это документ, удостоверяющий вашу личность. Нельзя использовать паспорт в качестве залога. Только уполномоченные органы (представители пограничных войск, таможни или полиции) имеют право потребовать паспорт.

6.У вас должен быть точный адрес будущего места работы. Родные также должны его знать.

7.Сделайте ксерокопии всех важных документов, один экземпляр возьмите с собой, другой – оставьте дома.

8.Нужно знать адрес белорусского посольства или консульства в той стране (городе), куда вы едете. Прибыв в страну назначения, желательно зарегистрироваться в посольстве Республики Беларусь.

9.Желательно иметь с собой некоторую сумму денег, достаточную для приобретения обратного билета в случае неудачи.

 

свернуть

ПРИНИМАЕМЫЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

В настоящее время проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества. Это хорошо отлаженный транснациональный преступный вид деятельности, приносящий колоссальные доходы трафикерам и занимающий в криминальном мире третье место по прибыльности после торговли оружием и наркотиками.

Основные формы торговли людьми остаются в Беларуси практически неизменными с 2000 года: это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации. В 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов. Необходимо отметить, что сексуальная эксплуатация является самой распространенной формой торговли людьми. Так, из 5 183 жертв торговли людьми, установленных в 2002–2015 годах, сексуальной эксплуатации подверглись 4 578 человек, трудовой – 602, изъятию органов – 3.

Сегодня Республика Беларусь продолжает выступать в качестве страны происхождения «живого товара». В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей, преимущественно, в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации (как правило, в г. Москву и Московскую область). Основным вектором вывоза белорусских граждан с целью трудовой эксплуатации является Россия. Выявлено несколько случаев трудовой эксплуатации наших граждан в Турции и Польше.

С 2006 г. в республике выявляются отдельные единичные факты, когда Беларусь выступает страной назначения. За это время были установлены жертвы торговли людьми из России, Украины, Молдовы и Вьетнама.

Кроме того, существует внутренняя эксплуатация (когда белорусские граждане эксплуатируются на территории Беларуси). Здесь сексуальная эксплуатация также превалирует над трудовой эксплуатацией.

С 2011 г. наметилась тенденция преобладания жертв внутренней эксплуатации над жертвами, подвергшимися эксплуатации за рубежом (ранее число жертв, эксплуатировавшихся за рубежом, в два-три раза превышало число жертв, эксплуатировавшихся в Беларуси, а в 2006 г. – даже в девять раз). В 2011 г. на территории Беларуси эксплуатации подверглись 153 жертвы, а за рубеж были вывезены 142 (2012 г. – 124 и 85; 2013 г. – 90 и 59; 2014 г. – 54 и 43; 2015 г. – 57 и 25 соответственно).

Обратим внимание на рост в 2011 – 2013 годах административных правонарушений, связанных с незаконным трудоустройством граждан Беларуси за рубежом (отметим, что уголовная ответственность за незаконное трудоустройство за рубежом наступает только в том случае, когда присутствует эксплуатация людей). Если в 2011 г. было выявлено 123 административных правонарушения, то в 2012 г. – 144, в 2013 г. – 115. В 2014 г. в этой области наметилась тенденция к снижению: выявлено 52 административных правонарушения, в 2015 – 37.

Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер, однако их можно разделить на несколько основных блоков. Первый из них – совершенствование национального законодательства.

Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций Организации Объединенных Наций, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. На основании международных договоров создано национальное законодательство. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность туристических, брачных и модельных агентств. Законодательно закреплено понятие «жертва торговли людьми», определены меры по защите и реабилитации жертв.

В Уголовный кодекс Республики Беларусь в 2005, 2008 и 2015 годах внесены изменения и дополнения. Теперь в Беларуси действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния, которые охватывают все виды и формы «современного рабства». Максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества. Вот эти статьи:

1) Статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»,

2) Статья 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»,

3) Статья 181 «Торговля людьми»,

4) Статья 1811 «Использование рабского труда»,

5) Статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей),

6) Статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)».

Преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса:

171, 1711 – влекут исключительно сексуальную эксплуатацию;

1811 – влекут исключительно трудовую эксплуатацию;

181, 182, 187 – влекут как сексуальную, так и трудовую эксплуатацию.

В отдельную группу вынесены преступления, связанные с порнографией, в том числе детской. Наказание за детскую порнографию – лишение свободы сроком до 13-ти лет с конфискацией имущества (более подробная информация – в обзоре по противодействию распространению порнографии).

К преступлениям, связанным с торговлей людьми, относятся те факты детской порнографии, когда для порносъемки в качестве «модели»/«актера» используется ребенок (части 2 и 3 статьи 3431 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего»).

В республике реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ. В реализации всех Госпрограмм активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально Программы, в основном, были ориентированы на уголовное преследование трафикеров, то в последующем акценты сместились на предупреждение торговли людьми, защиту и реабилитацию жертв с активным использованием потенциала Международной организации по миграции и общественных объединений. К 2013 г. были реализованы три Государственные программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям, которые утверждались Правительством и Главой государства.

С 2013 г. начала действовать Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013–2015 годы (утверждена решением республиканского координационного совещания), треть мероприятий которой направлены на противодействие торговле людьми.

В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере. При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Республика Беларусь в 2013 году присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми (вступила в силу для республики 1 марта 2014 г.). Беларусь является единственной страной, не входящей в состав Совета Европы, присоединившейся к указанной конвенции. Выполняя взятые на себя в рамках конвенции обязательства, Беларусь проделала значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с указанной конвенцией.

Так, 5 января 2015 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», который ввел следующие основные изменения в законодательство о противодействии торговле людьми:

1) В статье 171 Уголовного кодекса Республики Беларусь название статьи изложено в следующей редакции: «Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»;

статья 171 дополнена примечанием следующего содержания: «Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера)».

2) Статья 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь изложена в новой редакции:

«Статья 181. Торговля людьми

  1. Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия (торговля людьми), -

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества.

  1. Те же действия, совершенные:

1) в отношении двух или более лиц;

2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия;

3) из корыстных побуждений;

4) группой лиц по предварительному сговору;

5) лицом с использованием своих служебных полномочий;

6) лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171, 171-1, 181-1, 187, частями 2 и 3 статьи 343-1 настоящего Кодекса;

7) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

8) с вывозом лица за пределы государства;

9) в отношении заведомо несовершеннолетнего независимо от применения какого-либо из средств воздействия, указанных в части 1 настоящей статьи, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо в отношении заведомо малолетнего, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Примечание. Под эксплуатацией в настоящей статье, статьях 181-1, 182 и 187 настоящего Кодекса понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством.».

В 2014 г. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дополнен новыми основаниями продления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) временного пребывания в Республике Беларусь, а также выдачи им разрешения на временное проживание в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Так, часть 3 статьи 40 этого Закона предусматривает, что в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по мотивированному ходатайству таких органов или органа, ведущего уголовный процесс, временное пребывание иностранца в Республике Беларусь продлевается до принятия решения (вынесения приговора) по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми или совершении преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции.

Часть 3 статьи 48 этого Закона устанавливает, что по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или органа, ведущего уголовный процесс, разрешение на временное проживание выдается иностранцу, являющемуся жертвой торговли людьми и активно способствующему расследованию уголовного дела о торговле людьми или преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, срок пребывания которого в Республике Беларусь истек, - на период его участия в уголовном процессе, социальной защиты и реабилитации, но не более одного года.

Кроме того, 16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, а также вводит 30-дневный срок, в течение которого жертва может пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Во исполнение Закона принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений» (вступило в силу 22 июня 2015 г.). В разработке указанного нормативного правового акта активное участие приняли представители международных и неправительственных организаций.

Необходимо отметить, что в республике принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми. Так, 6 февраля 2012 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма», в соответствии с которым юридическая помощь адвокатов оплачивается за счет средств республиканского бюджета. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2012 г. № 381 внесены дополнения в два постановления Правительства, которые касаются совершенствования деятельности по предоставлению временных мест пребывания, в том числе спальных мест, жертвам торговли людьми, а также по обеспечению их питанием. Принято постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2012 г. № 41 «Об установлении перечня необходимых медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, жертвам торговли людьми независимо от места их постоянного проживания», которое вступило в силу с 25 июля 2012 г.

С 2013 г. начата работа по внедрению механизма государственного социального заказа, который закреплен в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 определен порядок формирования государственного социального заказа, утверждены Положение о проведении конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий, Положение о порядке и условиях предоставления субсидий и формы договоров на реализацию государственного социального заказа.

Второй блок – это деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация.

Вопросы координации в сфере противодействия торговле людьми разделены на два направления.

Первое направление затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре, координирует деятельность Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета (это республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях.

Второе направление касается координации при защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.

Ключевые министерства имеют следующие основные функции.

В структуре МВД создана специализированная служба, занимающаяся противодействием торговле людьми (главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции). Служба состоит из оперативных подразделений, имеющих три уровня: республиканский, областной (и г. Минска), районный.

Обратим внимание, что на Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых Беларусью усилиях по искоренению современного рабства. На сайте МВД Беларуси в сети Интернет размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.

Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции.

Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет (в его структуре действует 151 территориальный центр социального обслуживания населения, в 50 из которых созданы «кризисные комнаты»).

Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют 140 социально-педагогических центров, 128 из которых располагают приютами).

Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).

В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми;4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка.

В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

При содействии Министерства связи и информатизации и МВД была создана «горячая линия» с коротким трехзначным номером 113 для лучшего информирования граждан и расширения доступа к информации о противодействии торговле людьми. Звонки обслуживаются неправительственными организациями. Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» (Программа «Ла Страда Беларусь») обслуживает телефонные звонки на территории г. Минска, Витебской, Минской и Могилевской областей. Общественное объединение «Клуб деловых женщин» обслуживает телефонные звонки на территории Брестской, Гомельской и Гродненской областей.

Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как «Ла Страда/Гендерные перспективы», «Клуб деловых женщин», Белорусское общество Красного Креста, «Дети не для насилия», «Понимание»). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми.

Отметим, что взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи.

Необходимо констатировать, что в вопросах реабилитации республика, в основном, использует возможности международных и неправительственных организаций. За последних 6 лет государственные органы оказали реабилитационную помощь примерно 7 % жертв торговли людьми. Все остальные жертвы получили помощь в Представительстве Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественных объединениях. Таким образом, в настоящий момент оказание помощи жертвам торговли людьми со стороны государственных органов – это основной недостаток в рассматриваемой сфере, из-за которого Беларусь подвергается критике на международной арене.

Изменение ситуации прогнозируется после активного внедрения на практике Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений.

Третий блок – система подготовки кадров.

В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 г. для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.

С 2007 г. функционирует открытый при содействии Международной организации по миграции Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.

При содействии международных экспертов разработаны образовательные курсы, которые затрагивают противодействие не только торговле людьми, но и нелегальной миграции, борьбу с детской порнографией в сети Интернет, а также сферу реабилитации и реинтеграции жертв.

С момента открытия в Международном учебном центре прошли обучение около 1 500 человек из почти 30 государств.

 

Следующий блок – международное сотрудничество. Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене.

В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 г. в г. Нью-Йорке Президент Республики Беларусь с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, особенно, в борьбе со спросом на живой товар.

В развитие данной инициативы 30 июля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.

В Беларуси ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми. Так, в мае 2013 г. в г. Минске проведен семинар для представителей компетентных органов государств-членов Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и международных организаций по теме соблюдения различных аспектов прав человека в процессе борьбы с торговлей людьми. В работе международного форума принял участие заместитель Генерального секретаря ООН – Исполнительный директор УНП ООН Юрий Викторович Федотов.

Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими влиятельными международными организациями, как Программа развития ООН, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Детский Фонд ООН и другими.

Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой. Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов.

Так, весной 2010 г. МВД Беларуси при содействии турецких правоохранительных органов пресечен канал поставки белорусских женщин в Турцию. Супружеская пара, состоявшая из гражданки Беларуси и гражданина Турции, вербовала путем обмана в Беларуси девушек и продавала их владельцам ночных клубов в Турции для занятия консумацией. С февраля по март 2010 г. преступники продали в Турцию 6 белорусских женщин, где последние подверглись эксплуатации: основная часть доходов девушек изымалась путем запугивания и применения надуманных штрафных санкций. Трафикерша из Беларуси задержана по обвинению в торговле людьми. Ее муж с тремя подельниками задержаны правоохранительными органами Турции также по обвинению в торговле людьми. Все трафикеры осуждены.

В апреле 2011 г. правоохранительными органами Беларуси задержана белорусская гражданка, которая на протяжении более 10 лет (с 2000 года) вывозила молодых соотечественниц в Турцию для занятия проституцией.

Сама она постоянно проживала на территории Турецкой Республики, где подыскивала клиентов для девушек и организовывала встречи, при этом изымая у них 50% полученных денежных средств. В ходе периодических приездов в Беларусь она подбирала и вывозила в Турцию для занятия проституцией новых «работниц». Всего в ходе расследования были установлены 20 девушек, подвергшихся сексуальной эксплуатации. Преступница осуждена.

 

Для Республики Беларусь характерно, что преступления рассматриваемой категории, как правило, совершают граждане Беларуси, а также России и выходцы из республик бывшего СССР, проживающие в странах Западной Европы и Ближнего Востока. Имеют место случаи, когда девушки, занимавшиеся проституцией за границей, сами становятся трафикершами, вернувшись в Беларусь.

Так, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в марте 2012 года перекрыт канал поставки белорусских девушек в Германию. В Беларуси задержаны трое участников преступной группы (гражданин Германии, гражданин России, имеющий вид на жительство в Германии, и гражданин Беларуси), которые завербовали и везли в г. Гамбург 2-х белорусских девушек в целях сексуальной эксплуатации в подпольных борделях. За сделку по продаже девушек трафикеры намеревались получить 2000 евро. Каждый из преступников осужден к 7-ми годам лишения свободы с конфискацией имущества. Своевременное вмешательство правоохранительных органов сорвало планы трафикеров по созданию устойчивого канала поставки «живого товара» из Беларуси в Германию.

На следующем примере можно увидеть, как действует хорошо отлаженный и устойчивый канал. Благодарямеждународному сотрудничеству в 2006 году усилиями правоохранительных органов Беларуси, Германии и Швеции был перекрыт действовавший более 2-х лет канал торговли людьми из Беларуси и Прибалтики в Германию. Преступники использовали различные способы вербовки и доставки девушек в бордели. Одни девушки под видом танцевальных коллективов получали шенгенские визы в Посольстве Швеции в Москве. Для въезда в Германию других применялись похищенные или утраченные литовские паспорта, куда переклеивалась фотография жертвы. В результате совместных мероприятий ликвидирована транснациональная преступная организация. В г. Минске был задержан один из организаторов преступного сообщества, который сейчас отбывает наказание в виде 12 с половиной лет лишения свободы. В дальнейшем полиция Германии задержала 8 участников преступного формирования. Из сексуального рабства освобождены девушки, представляющие разные страны Восточной Европы, среди которых 20 гражданок Беларуси.

Необходимо отметить, что преступники тщательно конспирируются, маскируя свой преступный промысел под легальную деятельность. Так, в 2005 г. МВД Беларуси ликвидирована транснациональная преступная организация, занимавшаяся торговлей людьми в страны Ближнего Востока и Западной Европы. Для маскировки своей преступной деятельности организаторы создали на территории республики 13 модельных агентств, где вербовались девушки с наиболее привлекательной внешностью. За период времени с 2000 по 2005 годы преступники продали за рубеж 587 белорусских девушек. Особым спросом пользовались несовершеннолетние жертвы, которых в сетях преступников оказалось 156. Расследование уголовного дела длилось более полутора лет. Весной 2007 года преступники приговорены к различным срокам лишения свободы (от 8 до 12 лет).

Реалиями современности становятся факты приезда в Беларусь иностранных граждан с целью организации «секс-туризма». В мае 2009 г. в г. Минске задержан гражданин Турции, который с 2006 по 2009 годы на территории Беларуси занимался сутенерством, а также организовывал въезд в республику иностранных мужчин с целью «секс-туризма». Под его контролем находились как взрослые женщины, так и несовершеннолетние девушки. Осенью 2009 года преступник осужден к 7 годам лишения свободы.

Примерно треть преступлений, связанных с сутенерством, приходится на г. Минск. На оперативных учетах МВД Беларуси состоит почти 2000 лиц, занимающихся проституцией, в том числе около 850 в г. Минске.

С 2002 г. правоохранительные органы Беларуси ликвидировали 22 преступные организации (из них 21 транснациональную) и 85 организованных групп. За торговлю людьми и связанные с ней преступления осуждены 2 309 человек, в том числе 820 к лишению свободы.

Таким образом, предпринятые в Беларуси меры позволили существенно снизить масштабы торговли людьми. Вместе с тем, использование занятия проституцией все ещё остается на высоком уровне. Кроме того, наблюдается рост преступлений, связанных с детской порнографией и педофилией, которые сопряжены с торговлей людьми.

По материалам МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

свернуть

ЗАКОН О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 декабря 1997 г. №114-З

(в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 №308-З, от 17.07.2018 №125-З)

О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

иное массовое мероприятие - спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста;

 

Статья 4. Организаторы массового мероприятия

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества предполагаемых участников могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению, а также политические партии, профсоюзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением организаций, деятельность которых приостановлена.

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.

 

Статья 5. Заявление о проведении массового мероприятия

Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия.

В городе Минске заявление подается в Минский горисполком.

Заявление подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия

 

Статья 6. Порядок рассмотрения заявления и вынесение по нему решения

Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия в письменной форме сообщить его организатору (организаторам) о принятом решении.

В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия, а также мотивы, по которым его проведение запрещено.

 

Статья 8. Подготовка массового мероприятия

Подготовка массового мероприятия осуществляется его организатором (организаторами) и иными уполномоченными им (ими) гражданами.

До получения разрешения на проведение массового мероприятия (подачи уведомления о проведении массового мероприятия) его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы.

 

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, за исключением мест, определенных исполкомом, на объектах общественного транспорта, вблизи от зданий органов государственного управления и т.д.

 

Запрещается:

- проведение массовых мероприятий для пропаганды войны или экстремистской деятельности;

- привлекать к участию в них граждан за материальное вознаграждение;

- препятствовать движению транспорта и пешеходов, функционированию организаций;

- воздействовать в любой форме на сотрудников ОВД в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Вступил в силу для Белорусской ССР 23 марта 1976 года

Статья 21

Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям,

кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

 

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

 

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 23.34 КоАП. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

  1. Нарушение установленного порядка проведения массового мероприятия участником -

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при совершении за вознаграждение 30-50 б/в), или административный арест.

  1. Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, а равно публичные призывы к их организации или проведению, совершенные организаторомтаких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при выплате вознаграждения 40-50 б/в) или административный арест, а на юридическое лицо - от 20 до 100 базовых величин.

 

Статья 7.8 КоАП. Возложение обязанности возместить причиненный вред

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

 

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 293. Массовые беспорядки

  1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

  1. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

 

Статья 339. Хулиганство

  1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

  1. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок от одного года до 6 лет.

  1. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -

наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

 

Статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

  1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

  1. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

  1. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

 

 

Гражданский кодекс

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда

  1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

  1. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя.
  2. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 32. Основные обязанности обучающихся

  1. Обучающиеся обязаны:

1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;

1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

  1. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

 

Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

  1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);

1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;

1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

1.5. оскорбления участников образовательного процесса;

1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;

1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;

1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);

1.11. иных противоправных действий (бездействия).

  1. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
  2. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

 

Статья 127. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность

  1. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития - семнадцати лет.

 

Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания

  1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. отчисление.

  1. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

длительное отсутствие (более тридцати дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых, более трех дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;

систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

  1. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

 

В настоящее время в Инструкцию об условиях, порядке назначения и выплаты стипендий и других денежных выплат обучающимся, утвержденную постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 22.09.2011 №261/96, внесены изменения, позволяющие прекращать выплату стипендий обучающимся, допустившим пропуск более 10 часов учебных занятий без уважительных причин.

свернуть

«Подросток и закон» Что я должен знать?

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. 

  Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

 Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную,  гражданско- правовую.

 

 1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь

Ст. 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
  3. Убийство (ст. 139)
  4. Причинение смерти по неосторожности (ст. 144)
  5. Причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 147)
  6. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149)
  7. Изнасилование (ст. 166)
  8. Насильственные действия сексуального характера (ст. 167)
  9. Похищение человека (ст. 182)
  10. Кражу (ст. ст. 205)
  11. Грабеж (ст. 206)
  12. Разбой (ст. 207)
  13. Вымогательство (ст. 208)
  14. Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214)
  15. Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст. 218)
  16. Захват заложника (ст. 291)
  17. Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294)
  18. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309)
  19. Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 327)
  20. Хулиганство (ст. 339)
  21. Заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340)
  22. Осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341)
  23. Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413).

 

 

  1. Административная ответственность выражается в порицании лица, совершившего административное правонарушение, и наложении административного взыскания на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, юридическое лицо, подлежащее административной ответственности. Административная ответственность имеет своими целями воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждение совершения новых правонарушений как лицом, его совершившим, так и другими физическими или юридическими лицами. Административная ответственность призвана способствовать восстановлению социальной справедливости. Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением. Суд, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного вреда, причиненного административным правонарушением, одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении такого вреда. Споры о возмещении вреда разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях 91-З от 06.01.2021 г.

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

  1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

  1. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность. Статья 9.1. Административная ответственность несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Статья 9.2. Особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего

  1. К лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет административные взыскания применяются на общих основаниях с учетом следующих особенностей:

1) в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;

2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, – четырех базовых величин (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;

3) лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более одного года.

  1. При наложении административного взыскания на лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет кроме смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 7.2 и 7.3 настоящего Кодекса, учитываются:

1) условия его жизни и воспитания;

2) уровень его интеллектуального, волевого и психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего;

3) влияние на его поведение родителей или лиц, их заменяющих, а также близких родственников, членов семьи и иных старших по возрасту лиц;

4) характеристика по месту его учебы и (или) работы (при ее наличии).

  1. Лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет разъясняется содержание положений законодательства, в связи с нарушением которых на него налагается административное взыскание.

4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими ответственность обстоятельствами.

Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности

  1. Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вне зависимости от категории административного правонарушения может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему предупреждения.

2. Освобождение лиц, совершивших административные правонарушения, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет от административной ответственности с применением других мер профилактического воздействия осуществляется по общим правилам, установленным настоящим Кодексом.

 Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия

  1. При освобождении от административной ответственности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

1) разъяснение законодательства;

2) возложение обязанности принести извинения потерпевшему;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга.

2. К несовершеннолетнему могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.

 Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия

  1. Разъяснение законодательства заключается в разъяснении несовершеннолетнему противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения, в том числе причиненного этим правонарушением вреда, а также негативных правовых последствий повторного совершения им новых правонарушений.
  2. Обязанность принести извинения заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности извиниться перед потерпевшим за совершенное административное правонарушение в публичной или иной форме, определенной судом, органом, ведущим административный процесс.
  3. Обязанность загладить причиненный вред заключается в фактическом возмещении несовершеннолетним вреда, причиненного административным правонарушением. При применении такой меры воспитательного воздействия учитываются имущественное положение несовершеннолетнего и его родителей или лиц, их заменяющих, наличие у него соответствующих трудовых и иных навыков.
  4. Ограничение досуга заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения на срок до тридцати суток определенного порядка использования свободного от учебы и (или) работы времени. При применении данной меры воспитательного воздействия орган, ведущий административный процесс, может предусмотреть:

1) запрет посещения несовершеннолетним определенных мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;

2) ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;

3) возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.

 Статья 9.6. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается не подвергавшимся административному взысканию

Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не подвергавшимся административному взысканию:

со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;

по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;

по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;

по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью 1 и частью 2 (при назначении административного взыскания в виде депортации) статьи 14.5 ПИКоАП;

со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП;

со дня освобождения от исполнения административного взыскания в случае, предусмотренном статьей 8.7 настоящего Кодекса.  

 

 

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

свернуть