Организация питания

УВАЖАЕМЫЕ ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ!

 

Для оплаты за школьное питание через ЕРИП в дереве услуг

выбирается:

Система Расчет ® Образование и развитие ® Отделы. управления образования ® Могилев ® УО Могилевский ГИК ® ПИТАНИЕ В ШКОЛАХ (ГИМНАЗИЯХ). Код услуги 7470506.

Далее вводится лицевой номер учащегося, вносится сумма

платежа, проверяете корректность информации,

 

На основании Постановления Совета Министров от 14 октября 2019г. №694 п.2.2 при оплате за питание законными представителями платежи необходимо производить ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца через систему ЕРИП на расчетный счет. Платежи осуществляются как единовременно путем внесения всей суммы за текущий месяц, так и частями в течение месяца (но не позднее 25 числа текущего месяца). Сумму оплаты за месяц законные представители определяют исход из потребности в питании их несовершеннолетних обучающихся и установленных законодательством норм на питание.

 

____________________________________________________

Одним из важных условий сохранения здоровья учащихся является горячее питание во время пребывания в школе. Здесь дети проводят большую часть времени, поэтому хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению их здоровья.

Еда укрепляет организм и обеспечивает энергией, прямым образом оказывает влияние на успеваемость, работоспособность и трудолюбие. Когда каких-то полезных элементов не хватает, в организме начинаются сбои, возникают проблемы со здоровьем. Болезни желудочно-кишечного тракта очень часто развиваются у детей возраста шести лет. А пик заболевания можно наблюдать в 12-18 лет. Одной из важных причин, которая приводит к нарушениям в работе пищеварения, является нерегулярное и неправильное питание. Если школьник употребляет много острых и жареных блюд, копчений, газированных напитков, когда режим дня не соблюдается, когда  присутствует привычка есть быстро и всухомятку, то обязательно возникнут проблемы.

Поэтому при организации питания обучающихся наше учреждение образования обеспечивает:

- соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энергозатратам обучающихся;

- сбалансированность по пищевым веществам, включая белки (в том числе белки животного происхождения), жиры (в том числе жиры растительного происхождения), витамины, минеральные вещества;

- максимальное разнообразие рациона питания по пищевым продуктам;

- оптимальный режим питания;

- сохранение высоких вкусовых качеств и исходной пищевой ценности продуктов питания в процессе технологической обработки;

- соответствие продовольственного сырья и пищевых продуктов установленным требованиям к их качеству и безопасности согласно техническим нормативным правовым актам;

- качество и безопасность предоставляемого питания, соблюдение требований санитарных норм и правил, предъявляемых к состоянию объектов общественного питания, транспортировке, хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов, приготовлению и раздаче блюд и организации их потребления.

При составлении меню в рационы питания не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд. Не допускаются к использованию в питании школьников газированные напитки, чипсы, острые сухарики, натуральный кофе.

Примерные двухнедельные рационы

ГРАФИК приема пищи учащимися государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г.Могилева имени М.Т.Романова» в 2024/2025 учебном году

 

Класс

Время организации питания

Вид питания

1 смена

3-е  классы

08.45

Завтрак (дотация)

1-е классы

09.35

Завтрак (дотация)

2-е классы

09.45

Завтрак (дотация)

8 «В», 8 «Г», 8 «Д»,

9 «В», 9 «Г», 9 «Д», 9 «Е»

 (классы совместного обучения),

9-11 классы

10.45

Обед

(2-х разовое бесплатное питание)

9-11 классs

10.45

Обед

(платное питание)

5,8 классы

11.45

Обед

(платное 1 разовое

и бесплатное питание)

ГПД № 3

12.45

Обед

ГПД № 1, ГПД № 2

13.15

Обеда

8 «В», 8 «Г», 8 «Д»,

9 «В», 9 «Г», 9 «Д», 9 «Е»

 (классы совместного обучения),

9-11 классы

13.45

Полдник

(2-х разовое бесплатное питание)

9-11 классы

13.45

Полдник

(платное питание)

2 смена

4-е классы

14.45

Обед (дотация)

6-7 классы

15.45

Обед (2 смена)

(платное 1 разовое

и бесплатное питание)

ГПД № 1, ГПД № 2 ГПД № 3

16.00

Полдник

 

свернуть

Бесплатное питание

Порядок предоставления бесплатного питания

Бесплатное питание учащимся предоставляется в соответствии Положением об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694, гл. 2, п.13) и на основании решения комиссии, создаваемой приказом руководителя учреждения образования, на учебный год.

 

Решение о предоставлении бесплатного питания по заявлениям, поданным до 31 августа, принимается комиссией в течение пяти дней после истечения указанного срока подачи заявлений и оформляется приказом руководителя общеобразовательного учреждения.

В случае обращения за предоставлением бесплатного питания после 31 августа комиссия принимает решение о его предоставлении в течение пяти дней со дня подачи соответствующего заявления. При этом бесплатное питание предоставляется со дня принятия комиссией такого решения.

 

 

Документы, необходимые для предоставления

бесплатного питания

в 2024/2025 учебном году

 

1. Семьи, в которых один из родителей является инвалидом 1, 2 группы (одноразовое питание):

· Заявление от родителей (установленного образца, выдается в школе)

· Копия удостоверения инвалида

 

2. Дети инвалиды (двухразовое питание):

· Заявление от родителей (установленного образца, выдается в школе)

· Копия удостоверения инвалида

 

3. Семьи, имеющие трёх и более детей в возрасте до 18 лет (двухразовое питание):

· Заявление от родителей (установленного образца, выдается в школе)

· Копия удостоверения многодетной семьи

 

4. Малообеспеченные семьи (двухразовое питание):

· Заявление от родителей (установленного образца, выдается в школе)

· Справка о месте жительства и составе семьи

· Копия свидетельства о рождении каждого ребёнка

· Сведения о доходах каждого члена семьи обучающегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, и справка о месте жительства и составе семьи

· Справка Ф-2 (для одиноких матерей)

· Алименты (копия свидетельства о расторжении брака)

 

5. Дети, находящиеся в социально опасном положении (одноразовое питание)

· Заявление руководителю учреждения образования от родителей или иных законных представителей (бланк выдается в школе)

· Выписка из решения

(Положение об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694, гл. 2, п. 3,6)

Примечание: Бесплатное питание предоставляется в зависимости от длительности пребывания учащихся в учреждении образования: двухразовое – 6-8 часов, трёхразовое – 9-10,5 часов.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи

 

Образец заявления на бесплатное питание

 

 

 

 

 

свернуть

Денежные нормы расходов на питание

Денежные нормы расходов на питание согласно Приложению 6 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 27.04.2013 № 317

(в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 23.08.2023 № 555)

6-10 лет

1-ая смена

Завтрак

2,08

11-18 лет

Обед

3,51

Обед

2,98

Полдник

0,89

В день (общая сумма)

5,95

Полдник

1,05

2-ая смена

Обед

2,98

Полдник

0,89

Ужин

2,46

Ужин

2,08

В день (общая сумма)

5,95

В день (общая сумма)

7,02

свернуть

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

Организация диетического питания

Организация диетического (лечебного) питания в школе

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний и вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Детский организм отличается от взрослого более интенсивным обменом веществ. Питание оказывает существенное влияние на развитие мозга и интеллект ребенка, на функциональное состояние центральной нервной системы, на процессы роста и развития юного организма, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям. Чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, то и полноценно питаться они должны здесь же.

В Республике Беларусь сегодня уделяют большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. В настоящее время сложилась определенная система организации питания в учреждениях образования, которая определяет следующие задачи:

- обеспечение детей полноценным качественным горячим питанием;

- формирование культуры питания и навыков самообслуживания;

- отслеживание калорийности и сбалансированности питания;

- развитие здоровых привычек и формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач учреждениями образования задействован целый ряд сотрудников. Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и полезной пищи.

Для контроля пищеблока созданы две комиссии, работающие каждая по своему плану и выполняющие разные функции. Прежде всего, это бракеражная комиссия. В ее обязанности входит контроль за закладкой сырой продукции и выходом готовых блюд, за условиями хранения полученных продуктов, их реализации согласно срокам. Также советы по питанию, одним из членов данного совета в обязательном порядке являются родители учащихся. В задачи данной комиссии входит выявление причин неполного питания всех учащихся, пропаганда здорового образа жизни, работа технологического оборудования и его исправность, и многие другие вопросы. Проводятся совещания по питанию, где обсуждаются проблемы, выявленные нарушения и другие вопросы организации питания.

Важным является вопрос и организации питьевого режима. В свободном доступе для детей всегда должна находиться питьевая бутилированная или кипяченая вода. А в ассортименте буфета для школьников постоянно в продаже должны предлагаться несколько видов натуральных соков, в том числе с мякотью.

Каждая мама, у ребенка которой отмечается аллергическая реакция на определенные продукты питания, волнуется, сможет ли ее чадо нормально питаться в садике и школе. Меню для таких детей корректируется с учетом рекомендаций врача.

При поступлении в учреждение образования каждый ребенок представляет медицинскую справку о состоянии здоровья, в которой педиатром отмечена необходимая диета либо корректировка в питании. Медицинским работником учреждения выполняется выписка из справок и составляются списки детей, нуждающихся в диетическом (лечебном) питании, которые направляются на пищеблок. В последующем дети получают индивидуально скорректированное питание.

Существует ряд заболеваний, при которых диета является основным способом лечения.

Синдром мальабсорбции — синдром нарушенного кишечного всасывания, обусловленный нарушением всасывания через слизистую оболочку тонкого кишечника одного или нескольких питательных веществ. Лечение в каждом случае должно быть строго этиологическим. Так, при непереносимости сахарозы из пищи исключают продукты, содержащие сахарозу, крахмал (сахар, картофель, манная крупа), а также изделия из муки. При непереносимости лактозы в легких случаях ограничиваются уменьшением количества даваемого молока и ранним введением сахарозы и крахмала.

Фенилкетонурия (ФКУ) — генетическое заболевание, характеризующееся нарушениями обмена фенилаланина. Основа диеты при ФКУ — назначение рационов питания с низким содержанием фенилаланина, источником которого является белковая пища. Из рациона питания при ФКУ исключают продукты животного происхождения с высоким содержанием белка (мясо, птица, рыба, молочные продукты и т. д.).

Целиакия - заболевание, нарушение пищеварения, вызванное повреждением ворсинок тонкой кишки некоторыми пищевыми продуктами, содержащими определённые белки — глютен (клейковина) и близкими к нему белками злаков (авенингордеин и др.) — в таких злаках, как пшеницарожьячмень и овёс. В лечении решающим является

установление соответствующей диеты.

Атопический дерматит – это болезнь кожи, встречающаяся у людей разных возрастов. Заболевание носит аллергический характер и проявляется в виде зуда, покраснения, шелушения или сыпи на коже. Соблюдение диеты — один из основных способов при лечении и профилактики кожного дерматита. Людям, страдающим таким заболеванием следует исключить следующие продукты: молочные продукты и куриные яйца; овощи, ягоды и фрукты красной и оранжевой окраски; жирные сорта рыбы и мяса; копчености, соленья, острые и жареные блюда; специи, приправы, соусы; сладости, мед, шоколад, орехи. Необходимо сократить потребление соли и сахара.

Очень важно привить культуру питания детей с раннего возраста. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения дошкольного и школьного образования – это важная задача, от которой зависит будущее нации.

 

ЛЕЧЕБНОЕ (ДИЕТИЧЕСКОЕ) ПИТАНИЕ - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

 

свернуть

Нормативные документы по питанию обучающихся в школе

Постановление Совета Министров от 23 августа 2023 г. № 555 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317"

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 "Об утверждении специфических санитарноэпидемиологических требований" 

 

Алгоритм применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2023 г. № 555 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317»

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2024 г. № 502 "Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 и от 26 сентября 2019 г. № 663"

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 №694 «Об организации питания обучающихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» 

 

Постановление «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» 

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2022 г. № 917 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694"

 

 

свернуть

Для оказания справочно-консультационной помощи населению по вопросам организации питания обучающихся, создана «горячая линия».

 

«Горячая линия» по вопросам
организации питания обучающихся
функционирует в рабочие дни

Для оказания справочно-консультационной помощи участникам образовательного процесса по вопросам организации питания в учреждении образования «Средняя школа №11 г.Могилева имени М.Т.Романова» можно обращаться по телефонам:

 

+375(222)74-59-46

Тычко Николай Дмитриевич

директор школы

+375(222)42-29-88
Михолап Наталья Павловна,
заместитель директора по учебной работе,
ответственный за организацию питания

 

Для оказания справочно-консультационной помощи населению по вопросам организации питания обучающихся, создана «горячая линия» государственного учреждения «Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций».
Обращаться по телефону +375(222)42-24-17  с 8.00 по 13.00с 14.00 по 17.00 (в будние дни), ответственный инженер-технолог государственного учреждения «Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций» Куртикова Мария Владимировна.

 

Для оказания справочно-консультационной помощи населению по вопросам оплаты за  питания обучающихся обращаться по телефонам +375(222)423612, +375(222)423617  с 8.00 до 13, с 14.00 до 17.00 (в будние дни). Ответственный - бухгалтерия   государственного учреждения «Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций».

свернуть

Оплата за питание в ЕРИП

При оплате необходимо перейти в дерево ЕРИП  "Образование и развитие" →  "Организации школьного питания" →"г. Могилев" → "Комбинат школьного питания" → "Питание" → Вводим номер учащегося, выданный классным руководителем.

В дереве ЕРИП код данной услуги 7447036

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г.Могилева имени М.Т.Романова» о бракеражной комиссии

ПОЛОЖЕНИЕ

государственного учреждения образования

«Средняя школа №11 г,Могилева имени М.Т.Романова»

о бракеражной комиссии

 

1.Общие положения

1.Бракеражная комиссия создаётся в соответствии со следующими нормативными документами:

Положением об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 694 от 14.10.2019;

- Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 №63, от 25.11.2014 №78, от 17.05.2017 №35 от 03.05.2018 № 39);

Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования от 07.08.2019 №525 (в редакции постановлений Совмина от 17.01.2022 №29, от 31.08.2022 №570)

2.Бракеражная комиссия осуществляет повседневный контроль за качеством выпускаемой продукции в школьной столовой.

3.Бракеражная комиссия в своей деятельности руководствуется требованиями, определёнными нормативно-технической документацией к качеству сырья и готовых блюд, изделий.

4.Результаты бракеража регистрируются в журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный журнал) установленной формы, записи в котором заверяются всеми членами комиссии.

 

2.Организация работы бракеражной комиссии

1.Бракеражная комиссия создаётся приказом директора школы на учебный год и включает в свой состав не менее трёх человек.

2.В состав бракеражной комиссии могут входить: директор школы, заместитель директора (ответственный за питание), заведующий производством или повар пищеблока школы, медицинский работник школы, дежурный учитель согласно графику.

3.При отсутствии членов комиссии обязанности выполняют лица, их заменяющие.

3.Бракеражная комиссия осуществляет проверку качества продуктов питания, их закладку, время приготовления и количество выхода готовой продукции, порционирование блюд.

4.Бракераж пищи проходит в присутствии изготовителя (повара) продукции.

 

 

3.Содержание работы бракеражной комиссии

1.Бракеражная комиссия осуществляет контроль за:

- закладкой продуктов питания;

- качеством готовой продукции, блюд;

- весом готовой продукции, нормами выдачи и порционированием блюд;

- соответствием готовых блюд технологическим требованиям;

- температурой отпуска готовых блюд учащимся;

- наличием контрольных порций на раздаче;

- правильностью хранения продуктов и готовых изделий, блюд.

- отбором суточных проб приготовленных блюд.

2.Бракеражная комиссия осуществляет снятие проб каждого блюда, запланированного в меню на день.

3.Допуск выдачи готовых блюд на раздачу осуществляется на основании подписей членов бракеражной комиссии в бракеражном журнале.

 

 

 

 

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г.Могилева имени М.Т.Романова» о Совете по питанию

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано для государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г. Могилева имени М.Т.Романова», обеспечивающего получение общего среднего образования

1.2. Совет  по питанию в своей деятельности руководствуется нормативными документами: Положением об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 694 от 14.10.2019, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2023 № 555),  cанитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования» от 27 декабря 2012 г. № 206 (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 №63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39), Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования от 07.08.2019 №525 (в редакции постановлений Совмина от 17.01.2022 №29, от 31.08.2022 №579), решением городского исполнительного комитета.

1.3. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Советом по питанию и принимаются на его заседании.

1.4. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

  1. Основные задачи

2.1. Основными задачами Совета по питанию являются:

- реализации нормативных документов, регламентирующих организацию питания детей в учреждении образования;

-    соблюдение условий для обеспечения рационального питания;

- повышение профессионального мастерства поваров, медицинского и педагогического персонала.

  1. Функции Совета по питанию

3.1. Обсуждает и рекомендует к утверждению план работы Совета по питанию на учебный год.

3.2. Контролирует выполнение ранее принятых решений Совета по питанию.

3.3. Подводит итоги деятельности учреждения образования за месяц и учебный год (охват учащихся 1-11 классов горячим питанием).

3.4. Заслушивает отчеты ответственного за питание об организации рационального питания школьников.

3.5. Организует изучение и обсуждение нормативных документов, регламентирующих организацию питания детей в учреждении образования.

  1. Права Совета по питанию

4.1. Совет по питанию имеет право:

- участвовать в управлении организацией рационального питания детей в учреждении образования;

- выходить с предложениями в Попечительский совет об улучшении организации питания в учреждении образования.

4.2. Каждый член Совета по питанию имеет право:

- потребовать обсуждения Советом   по питанию любого вопроса, касающегося организации рационального питания в учреждении образования;

- при несогласии с решением Совета по питанию высказать свое мотивированное мнение, которое должно быть занесено в протокол.

  1. Организация работы Совета по питанию

5.1. В состав Совета по питанию входит 5-7 человек (директор, заместитель директора учреждения образования (ответственный за организацию питания), медицинский работник, заведующий производством, учителя, представитель родительской общественности, член профсоюзного комитета, член ученического самоуправления).

5.2. На заседания Совета по питанию могут приглашаться повара, родители.

5.3. Совет по питанию на первом заседании избирает секретаря сроком на один учебный год.

5.4. Председатель Совета по питанию – директор учреждения образования – организует деятельность Совета по питанию и контролирует выполнение ранее принятых решений.

5.5. Совет по питанию работает по плану, принятому на первом заседании и утвержденному директором школы.

5.6. Заседания Совета по питанию созываются один раз в месяц, в соответствии с планом работы.

5.7. Заседания Совета по питанию правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 его состава.

5.8. Ответственность за выполнение решений Совета по питанию лежит на директоре учреждения образования. Решения выполняют ответственные лица, указанные в протоколе Совета по питанию. Результаты оглашаются на следующем заседании Совета по питанию.

  1. Взаимосвязи Совета по питанию с другими органами самоуправления

6.1. Совет по питанию организует взаимодействие со следующими органами самоуправления:

- педагогическим советом;

- попечительским советом;

- советом школы;

- профсоюзным комитетом.

  1. Ответственность Совета по питанию

7.1. Совет по питанию несет ответственность за выполнение, выполнение не в полном объеме или невыполнение закрепленных за ним задач и функций.

7.2. Совет по питанию несет ответственность за соответствие принимаемых решений законодательству Республики Беларусь и нормативным документам, регламентирующим организацию питания в учреждении образования.

  1. Делопроизводство

8.1. Заседания Совета по питанию оформляются протоколом.

8.2. В протоколе заседания Совета по питанию фиксируются:

- дата проведения заседания;

- количественное присутствие (отсутствие) членов Совета по питанию;

- приглашенные (Ф.И.О., должность);

- повестка дня;

- ход обсуждения вопросов;

- предложения, рекомендации и замечания членов Совета по питанию и приглашенных лиц;

- решение.

8.3. Протоколы подписываются председателем (или заместителем председателя) и секретарем Совета по питанию.

8.4. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.

8.5. Отчеты, анализ, протоколы группируются в отдельную папку, которая хранится в течение года.

 

свернуть

Правила и культура питания школьников

Памятка по рациональному питанию

Из всех многочисленных условий, обеспечивающих жизнедеятельность детского организма, особое значение придается питанию.

Что же такое питание? Питание – это совокупность процессов, связанных с потреблением пищевых веществ и усвоением их в организме, благодаря чему обеспечивается нормальное функционирование организма и поддержание здоровья.

Рациональное, или правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний и т.п. Одним словом, рациональное питание – это здоровое питание.

Известно, что ребенок школьного возраста затрачивает в сутки более 2000 килокалорий. Здоровое питание в детском возрасте необходимо не только для образования энергии, но также служит источником тепла, способствует устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям.

Что же нужно для полноценного питания ребенка?

Прежде всего, питание должно:

Содержать необходимые для организма вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду, в достаточных количествах и в определенных соотношениях.

Должно быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

Доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов.

Достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости.

Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных вещи, витаминов.

Характеристика основных компонентов пищи

Белки – занимают особое значение, гак как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Недостаток белков влияет на функцию головного мозга, и на работу иммунной системы организма.

Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится только в продуктах животного происхождения: молоко, сметана, творог, мясо, рыба, яйца.

Растительные белки содержатся в хлебе, крупе, овощах. В питании детей должно быть 75% белков животного происхождения и 25%-растительного.

Жир – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. С раннего возраста дети должны получать растительные масла, так как они богаты полиненасыщенными жирными кислотами. Недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных заболеваний, к снижению защитных сил организма от радиактивных веществ, ведет к развитию атеросклероза. 1/3 часть растительного масла должна идти в сыром виде. Лучше использовать нерафинированное растительное масло.

Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.

Избыточное количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут идти жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Минеральные вещества

Полезная и разнообразная пища немыслима без минеральных веществ. Это - кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий. Они входят в состав всех клеток и тканей организма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферментные вещества.

 

Кальций – при недостатке в организме ребенка солей кальция, фосфора и витамина D нарушается развитие костной ткани, замедляются процессы роста. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена влечёт за собой развитие рахита, кариеса зубов, может привести к ломкости костей. Кальций и фосфор содержится в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах бобовых и т.д.

Йод – организме человека йод необходим для построения гормонов щитовидной железы. При недостатке йода у детей наблюдается снижение умственного, физического и полового развития, интеллектуальных способностей, памяти. При значительном дефиците йода заболевания становятся более серьезными, вплоть до кретинизма. Для борьбы с возникновением йодной недостаточности необходимо использовать йодированную поваренную соль, морепродукты (морскую рыбу, морскую капусту, креветки, кальмары), грецкие орехи и другие продукты, содержащие йод.

Железо – играет огромную роль в процессах кроветворения, является составной частью гемоглобина. Наибольшее количество железа содержится в свиной и говяжьей печени, овсяной крупе, рыбе, зелени, изюме.

Минеральные вещества входят в состав продуктов питания, поэтому при рационально организованном питании нет надобности вводить их дополнительно. Из числа минеральных солей только хлорид натрия приходится добавлять в пищу, особенно растительную, так как растения бедны хлоридом натрия. Средняя ежедневная потребность детей в поваренной соли – 8-10 грамм. Разнообразное питание детей включает достаточное количество молока и молочных продуктов, фруктов, овощей, которые обеспечивают потребность растущего организма в минеральных солях при нужном их соотношении.

Витамины

В суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.

Основные принципы рационального питания учащихся:

Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов).

- Белки должны составлять около 14%, жиры-31% и углеволы-55% общей калорийности рациона. Содержание незаменимых компонентов: белков животного происхождения - 60% , растительных жиров - 20%-30% от суточной нормы.

Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня считается четырехкратный прием, пищи с интервалом между приемами 3,5-4 часа. Ужинать желательно не позднее, чем за 3 часа до сна.

Завтрак школьника должен составлять 20%, обед - 35% от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

Для детей шести летнего возраста и посещающих группы продленного дня в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). При этом полдник составляет 10% суточной калорийности рациона.

Выполнение трех основных правил рационального питания: разнообразия, умеренности и правильного режима поможет сохранить здоровье ребенка.

Питание детей (рекомендации Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Беларусь)

 

свернуть

ЭТО АКТУАЛЬНО! Информация для родителей

Обязан ли ребенок кушать в школе? Кто решает, чем их кормить в столовой?

 

В целях сохранения здоровья детей и с учетом физиологических потребностей их в пищевых веществах и энергии Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами установлено, что учащиеся должны получать пищу через 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания. Горячее питание в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах осуществляется в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания, которые разрабатываются субъектом хозяйствования, организующим питание учащихся, с учетом установленных норм питания, сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд. На основе примерных двухнедельных рационов питания составляются дневные рационы питания (меню), единые для учащихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а также за счет средств родителей или иных законных представителей. По вопросам организации и качества питания, в том числе по составу рационов питания и их стоимости, можно обращаться в совет по питанию, администрацию учреждения общего среднего образования, а также в организацию, осуществляющую общественное питание в данном учреждении образования

 

ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ

 

Завтрак перед уходом в школу должен состоять из двух блюд. Первое блюдо может быть крупяным, овощным или мучным. Очень полезно также давать ребенку творог или яйцо, второе блюдо – чай с молоком, молоко, кофе, хлеб с маслом и сыром.

В школе ученик должен ОБЯЗАТЕЛЬНО получить горячий завтрак.

Длительное голодание по 6-7 часов приводит к более быстрому утомлению и может способствовать развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.

Придя, домой из школы, ребенку необходимо получить полноценный обед из 3-х блюд. Первое блюдо не является основной частью обеда, поэтому не следует давать детям много жидкого блюда, школьникам 7-11 лет достаточно 300г супа. Основная часть обеда – второе блюдо должно быть мясное, рыбное с крупяным или овощным гарниром. Третье блюдо – сладкое (компот, кисель и др.)

На полдник детям необходимы: кефир, молоко, чай со сдобной булочкой, ватрушкой, пряником. Хорошо дополнить полдник ягодами, фруктами.

Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1-1,5 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком обычно бывает неспокойным. Ужин должен состоять их двух блюд: первое – творог, рыба, яйца, овощи, крупяные и мучные блюда, второе – молоко, кефир, простокваша, кисель и др.

Детей нужно приучать есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не отвлекаясь, так как чтение, оживленные разговоры и т.д. во время еды затормаживают выделение пищева-рительных соков и ухудшают процесс пищеварения.

Старайтесь использовать продукты антиоксидантного действия:

 

Антиоксиданты – соединения различной химической природы, способные тормозить или устранять свободнорадикальное окисление органических веществ. Антиоксидантными свойствами обладают витамины А,С и Е. Источник их поступления в организм – различные растения и продукты животного происхождения:

— Витамин С (70-100 мг/сут): шиповник, черная смородина, сладкий перец, облепиха, черноплодная рябина, земляника, томаты, цитрусовые, капуста, зеленый лук.

— Витамин Е (12-17 мг/сут): облепиха, кукуруза, бобовые, нерафинированные растительные масла (лучше оливковое), гречка, семечки подсолнуха, семена злаковых.

— Витамин А (1-1,5 мг/сут): говяжья печень, сливочное масло, яичный желток; бета-каротины: морковь, красный сладкий перец, петрушка, щавель, сельдерей.

 

Основными источниками поступления микроэлементов в организм являются следующие продукты:

 

— Йод (50-180 мкг/сут): морская капуста, морепродукты, рыба, фасоль, гречневая крупа, чеснок, салат, свекла, огурцы, черноплодная рябина. Поскольку в растительной продукции, выращенной на наших почвах, йода нет, наиболее доступным и эффективным способом восполнения дефицита йода является ежедневное употребление йодированной соли в обычном количестве (5-6 граммов в сутки).

— Цинк (16 мг/сут): кукуруза, грецкие орехи, овсяная крупа, рис, горох, фасоль, семена подсолнечника и тыквы, картофель, цветная капуста, свекла, морковь, щавель, желток яйца, печень, говядина, креветки, сельдь, судак.

— Медь (2 мг/сут):растительные продукты (свекла, картофель, яблоки, горох, фасоль, орехи, соя, овсянка, гречка), сыр, печень, рыба, мясо.

— Селен (100 мкг/сут): чеснок, зерновые (особенно рис, ячмень, овес), рыба. Селен входит в состав фермента глутатионпероксидазы, участвующей в обезвреживании свободных радикалов.

— Кобальт (100 мкг/сут): щавель, груши, укроп, свекла, зеленый лук, черная смородина, рыба, морковь, клюква, рябина, орехи, горох, фасоль, бобы. Кобальт необходим для системы кроветворения, входит в состав витамина В1.

— Магний (280-300 мкг/сут) способствует обмену углеводов и белков. Содержится в зеленых листовых овощах, морской капусте, цельном зерне, бобовых, орехах, семечках и редьке.

— Железо (100-150 мкг/сут) – компонент гемоглобина, увеличивает сопротивляемость организма. Содержится в мясе, рыбе, яблоках, салате, изюме, рябине черноплодной, цельном зерне, орехах и семечках.

 

Особое внимание необходимо уделить назначению калия (овощи, фрукты) как микроэлементу, вытесняющему цезий, и кальцию (молоко и молочные продукты, гречневая крупа), вытесняющему из организма стронций.

свернуть

Памятка по профилактике кишечных инфекций

Профилактика кишечных инфекций включает простые правила гигиены:

обязательное тщательное мытье рук с мылом перед приготовлением, приемом пищи и после посещения туалета;

воду для питья употреблять кипяченную, бутилированную или из питьевого фонтанчика с системой доочистки водопроводной воды;

овощи и фрукты, в том числе цитрусовые и бананы употреблять только после мытья их чистой водой и ошпаривания кипятком;

разливное молоко употреблять после кипячения;

творог, приготовленный из сырого молока или развесной, лучше употреблять только в виде блюд с термической обработкой;

все пищевые продукты следует хранить в чистой закрывающейся посуде;

скоропортящиеся продукты сохранять в холодильниках в пределах допустимых сроков хранения;

обязательны соблюдение чистоты в жилище, частое проветривание, ежедневное проведение влажной уборки;

купаться в открытых водоемах в летний период года можно только в специально отведенных местах;

на вокзалах, в аэропортах, местах массового отдыха при питье бутилированной, газированной воды использовать только одноразовые стаканчики.

свернуть

ПЛАН проведения Декады здорового питания учащихся

Как организовать питание школьника?

Видеоролик "О здоровом питании"

поделиться в: