Если жертва не сопротивляется, и учитель не пытается остановить травлю, никто не вступается за страдающего ребенка. Ребенок-жертва испытывает чувство безысходности, одиночество, боль, а в классе возможное на первых порах сочувствие к нему меняется на равнодушие и раздражение. Объектом буллинга могут быть даже сильные школьники, если на них давит группа одноклассников или других детей. Часто жертвы сами неосознанно провоцируют нападающих. Например, их неопрятный внешний вид, повышенная чувствительность и ранимость, явно выражаемое внимание учителя как к своему любимчику, разительное отличие в чем-то от одноклассников. Однако в школах, где заботятся о воспитании человеческого достоинства, буллинг встречается редко.
Субъекты буллинга – это учащиеся, которых называют буллерами. Именно они выступают носителями длительных агрессий, направленных на других учащихся. Буллерами становятся учащиеся, у которых нет уважения к родителям или взрослым. Им часто не хватает внимания и понимания. Они выплескивают тоску по родительской любви, которой у них нет. Своими действиями они пытаются привлечь к себе внимание. Как правило, большинство буллеров имеют нарциссические черты характера, не имеют чувства собственного достоинства и самоутверждаются за чужой счет. Предрасположенность стать буллером – это проявление эгоизма, агрессии, расстройства психики
Профилактика буллинга может помочь снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».
Признаки буллинга
Три существенных признака буллинга: неравенство сил, повторяемость, неадекватно высокая чувствительность жертвы. Буллинг включает четыре компонента: агрессивное и негативное поведение, которое осуществляется регулярно, происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью и является умышленным.
Основные формы буллинга
1) Физический школьный буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои, иные телесные повреждения; действия сексуального характера (сексуальный буллинг)).
2) Психологический школьный буллинг (насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путем словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность).
Разновидности психологического буллинга:
– вербальный буллинг (где орудием является обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
– обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в ее направлении);
– запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
– изоляция (жертва умышленно изолируется, или игнорируется частью учащихся или классом);
– вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
– повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабеж, прятанье личных вещей жертвы);
3) Кибербуллинг (жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Кибербуллинг – это виртуальный буллинг, который отличается анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время. Для кибербуллинга не нужны крепкие мышцы или высокий рост, необходимы лишь технические средства, время и желание кого-то терроризировать.
Особенности участников буллинга
В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы, преследователи.
Последние – это дети, которые под руководством зачинщиков осуществляют травлю жертвы. Могут быть и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей, так как своим молчанием не препятствуют травле. Иногда среди одноклассников находятся защитники жертвы. Подчас появление защитника способно в корне изменить ситуацию, особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются. Однако довольно часто защитник жертвы сам становится изгоем.
Причины превращения в преследователей:
– стадное чувство (все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул)
– надежда заслужить расположение лидера в классе;
– участие в травле от скуки, ради развлечения;
– страх оказаться в таком же положении или боязнь пойти против большинства;
– самоутверждение, реванш за свои неудачи в чем-то другом (дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников).
Характеристики потенциальных преследователей:
– несамостоятельность, подверженность влиянию окружающих, безынициативность;
– конформизм, стремление следовать правилам в группе;
– неспособность признавать свою ответственность за происходящее, перекладывание вины на других;
– подверженность жесткому контролю со стороны старших, прежде всего, родителей, как правило, очень требовательных, склонных применять физические наказания;
– эгоцентричность и непрогнозирование последствий своего поведения (Я и не подумал об этом);
– неуверенность в себе, «дружба» с лидером в классе, трусливость и озлобленность;
– групповая жестокость (закон толпы).
Зачинщики. Это инициаторы школьного буллинга: обычно один-два человека в классе, инициирующие травлю часто из-за того, что им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников, которого они начинают дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли.
Наблюдатели. Это основная масса детей в ситуации школьного буллинга, которые нуждаются в серьезной помощи, так как испытывают чувство, характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия, чувство вины, что не вступились или не присоединились к буллингу, что делает их циничными и безжалостными по отношению к жертвам.
Жертвы. Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные, не способные постоять за себя, лишенные настойчивости, не умеющие демонстрировать уверенность и отстаивать ее, не способные спрятать свою незащищенность и провоцирующие повторение инцидента со стороны зачинщика. Самая вероятная жертва – учащийся, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его: краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы.
Рекомендации по психопрофилактике
и коррекции буллинга
Проявлять интерес к делам ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним, как себя ведет ребенок в классе, после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
Симптомы, свидетельствующие о том, что в классе ребенка отвергают
Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; возвращается из школы подавленным; часто плачет без очевидной причины; никогда не упоминает никого из одноклассников; очень мало говорит о своей школьной жизни; не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо; ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу; одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Как повысить авторитет ребенка в кругу одноклассников:
– убедить не бояться одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
– наладить контакты с учителями и одноклассниками;
– участвовать в классных мероприятиях;
– приглашать одноклассников ребенка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;
– повышать самооценку ребенка;
– при завышенной самооценке ребенка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и
достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чем-то другом;
– помочь ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
– если ребенок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;
– не показывать свой страх и слабость перед буллером, и вместо слез и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них;
– не настраивать ребенка против школьных мероприятий, даже если они кажутся ненужными;
– не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;
– учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры;
– не выбрасывать свой негатив в киберпространство, посоветоваться со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения;
– создавать собственную онлайн-репутацию, не покупаться на иллюзию анонимности;
– хранить подтверждения фактов нападений;
– немедленно обращаться к родителям и учителям за советом при травле в киберпространстве, а старшим детям сохранять или распечатывать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время;
– игнорировать единичный негатив: «Лучший способ борьбы с неадекватами – игнор».