Выпускнику

Письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2024 № 8-20/3338 о принятых мерах по совершенствованию механизма материальной поддержки выпускников государственных учреждений образования и учреждений образования потребительской кооперации при обустройстве на новом месте жительства

В целях оказания материальной поддержки выпускникам государственных учреждений образования и учреждений образования потребительской кооперации при обустройстве на новом месте жительства, а также привлечения и закрепления кадров в сельских населенных пунктах и в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, Указом Главы государства 14 марта 2024 г. № 95 (Указ № 95) совершенствуется действующий механизм предоставления молодым специалистам льготных кредитов на приобретение домашнего имущества, предусмотренный Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. № 631 (излагается в новой редакции).

Справочно. Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. № 631 «О предоставлении льготных кредитов отдельным категориям граждан» в редакции Указа № 95 размещен на Национальном правовом Интернет-портале.

При этом неизменными остаются льготные условия кредитования:

срок предоставления льготных кредитов – на 5 лет;

процентная ставка за их пользование – 25% ставки рефинансирования;

срок возврата (погашения) льготных кредитов и уплата процентов за пользование ими – через 6 месяцев после заключения кредитных договоров.

Предусматриваются меры, усиливающие данный вид государственной поддержки:

размер льготного кредита устанавливается от иного социального норматива – бюджета прожиточного минимума (БПМ) трудоспособного населения вместо применяемого ранее БПМ в среднем на душу населения.

Справочно. Размер БПМ трудоспособного населения, действующего на 1 июня 2024 г., составляет 448,99 рубля. Размер БПМ ежеквартально пересчитывается с учетом уровня цен;

увеличивается сам размер льготного кредита в два раза – до 30-кратного БПМ трудоспособного населения, действующего на дату заключения кредитного договора (ранее до 15-кратного БПМ в среднем на душу населения);

предоставляется возможность приобретения за счет льготных кредитов любых непродовольственных потребительских товаров белорусского производства (ранее ограниченный перечень товаров);

расширяется круг получателей кредита. Теперь претендовать на льготный кредит смогут не только молодые специалисты, обязанные отрабатывать установленные законодательством сроки обязательной работы, службы, но и выпускники государственных учреждений образования и учреждений образования потребительской кооперации, которые самостоятельно трудоустроились в сельских населенных пунктах либо добровольно поступили на военную службу по контракту не по месту жительства родителей.

Также право на льготный кредит распространяется на специалистов, получивших профессионально-техническое образование;

значительно расширяется круг организаций, трудоустройство в которые дает право на получение льготного кредита (в него включены все государственные организации и организации с долей собственности государства 50 и более процентов).

Вместе с тем в целях рационального использования государственных средств устанавливается  обязательное требование для льготных условий кредитования – отработка установленного срока работы, службы. В случае его несоблюдения будет произведен перерасчет размера процентов за пользование кредитом и уплата суммы расходов республиканского бюджета, связанных с его предоставлением.

Обращаем внимание, что изменения, предусмотренные Указом № 95, распространяются на кредитные договоры, заключенные после вступления его в силу, – 17 июня 2024 г.

Также информируем, что 29 мая 2024 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 388 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. № 631», которым определяются органы государственного управления, уполномоченные в соответствии с их компетенцией разъяснять вопросы применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. № 631, а также устанавливается форма списка граждан на получение льготного кредита.

Указанное постановление вступает в силу одновременно с Указом № 95 – с 17 июня 2024 г.

В целях доведения информации об указанном виде государственной поддержки и его новациях до максимального широкого круга обучающихся, с акцентом на выпускников, Министерство труда и социальной защиты просит организовать работу по информированию в учреждениях образования, подведомственных Министерству образования, а также в государственных учреждениях образования иных республиканских органов государственного управления, организаций, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, в том числе посредством официальных Интернет-сайтов и аккаунтов в социальных сетях указанных учреждений образования. 

Министерство труда и социальной защиты выражает готовность участия в различных информационных мероприятиях по вопросам государственной поддержки молодых специалистов, проводимых Министерством образования, в целях освещения подходов, предусмотренных Указом № 95.

 

 

Заместитель Министра                                                      В.В.Ковальков

 

 

 

 

свернуть

КАЛЕНДАРЬ ВЫПУСКНИКА 2024

До 1 марта необходимо выбрать предметы для сдачи централизованного экзамена («Русский язык» или «Белорусский язык» и профильный учебный предмет один из необходимых для поступления в УВО.

С 20 марта по 5 апреля регистрация на ЦЭ (зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия учреждения образования).

24 мая 2024 г. заканчиваются учебные занятия для учащихся  IX и XI  классов.

С  3 по 10 июня 2024 г. проводятся выпускные экзамены для учащихся IX классов и с 19 по 26 августа 2024 г. (иные сроки).

25 мая 2024 г. проводится торжественное мероприятие «Последний звонок»

27 мая 2024 г. – ЦЭ по учебному предмету на выбор (один из необходимых для поступления в УВО). Резервные дни – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 19 августа 2024г.

30 мая 2024 г. – ЦЭ по учебному предмету «Русский язык» («Белорусский язык»). Резервные дни – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 21 августа 2024г.

Результаты ЦЭ станут известны до 10 июня 2024г.

Регистрация на ЦТ продлится с 9  по 22 апреля. Основные дни проведения ЦТ — 3 июня 2024 г. (математика, биология, английский язык, география, всемирная история) и 6 июня 2024 г. (обществоведение, химия, физика, история Беларуси). Резервные дни для проведения ЦТ 19 и 21 июня 2024 г. Начало ЦТ в 11.00. Сертификаты будут выдавать с 1 июля. Стоимость участия в ЦТ 0,1 базовой величины (4 рубля за один предмет).

Выпускные вечера пройдут 14 июня.

Приёмная кампания-2024 проходит в 5 этапов:

1-й этап — университетские олимпиады (проводятся в январе — феврале. Победителей зачислят на первый курс УВО без вступительных испытаний, сдав только ЦЭ. Срок подачи документов с 27 по 30 июняЗачисление — по 2 июля.

2-й этап — республиканская олимпиада по учебным предметам. Третий (областной) этап республиканской олимпиады прошёл в начале января 2024 года. Заключительный этап — в марте. Победители будут зачислены в УВО без вступительных испытаний, сдав только ЦЭ.

3-й этап — приём на целевое обучение. Для целевиков введен нижний порог среднего балла аттестата не ниже 7 (кроме специальностей, востребованных экономикой). Сроки подачи документов и проведения собеседования с абитуриентами с 27 июня по 2 июля; проведения вступительного испытания – с 4 по 10 июля; зачисления – по 12 июля.

4-й этап — основной. Приём документов на бюджет с 27 июня по 25 июля, зачисление по 27 июля; на платное обучение  по 10 августа.

В сроках подачи документов и зачислении в каждом УВО могут быть изменения.

свернуть

О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году

Расписание консультаций выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г.Могилева имени М.Т.Романова» в 2023/2024 учебном году

9 «А» класс

Дата

Начало

Предмет

Учитель

Кабинет

27 мая

8.00

белорусский язык

Заморина А.И.

410

9.00

математика

Еремчук О.В.

407

14.00

русский язык

Цыкунова И.В.

402

28 мая

10.00

математика

Еремчук О.В.

407

11.00

русский язык

Цыкунова И.В.

412

12.00

история Беларуси

Лакрисенко А.М.

406

13.00

история Беларуси

Лакрисенко А.М.

406

29 мая

8.00

белорусский язык

Заморина А.И.

410

9.00

белорусский язык

Заморина А.И.

410

10.00

математика

Еремчук О.В.

407

11.00

русский язык

Цыкунова И.В.

412

30 мая

8.00

русский язык

Цыкунова И.В.

412

9.00

история Беларуси

Лакрисенко А.М.

406

10.00

история Беларуси

Лакрисенко А.М.

406

11.00

математика

Еремчук О.В.

407

31 мая

9.00

история Беларуси

Лакрисенко А.М.

403

10.00

русский язык

Цыкунова И.В.

403

4 июня

11.00

белорусский язык

Заморина А.И.

403

6 июня

10.00

математика

Еремчук О.В.

403

 

9 «Б» класс

Дата

Начало

Предмет

Учитель

Кабинет

27 мая

8.00

русский язык

Цыкунова И.В.

412

9.00

математика

Еремчук О.В.

407

10.00

белорусский язык

Заморина А.И.

412

28 мая

8.00

история Беларуси

Лакрисенко А.М.

406

9.00

история Беларуси

Лакрисенко А.М.

406

10.00

математика

Еремчук О.В.

407

11.00

белорусский язык

Заморина А.И.

410

29 мая

8.00

русский язык

Цыкунова И.В.

412

9.00

математика

Еремчук О.В.

407

10.00

белорусский язык

Заморина А.И.

410

11.00

белорусский язык

Заморина А.И.

410

30 мая

9.00

история Беларуси

Лакрисенко А.М.

207

10.00

история Беларуси

Лакрисенко А.М.

406

11.00

математика

Еремчук О.В.

407

14.00

русский язык

Цыкунова И.В.

412

31 мая

9.00

математика

Еремчук О.В.

402

10.00

история

Лакрисенко А.М.

402

4 июня

11.00

русский язык

Цыкунова И.В.

402

6 июня

10.00

белорусский язык

Заморина А.И.

402

свернуть

Расписание консультаций для учащихся XI класса государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г.Могилева имени М.Т.Романова» в 2023/2024 учебном году

Дата

Начало

Предмет

Учитель

Кабинет

24 мая

14.00

биология

Арашкова Т.М.

402

14.00

французский язык

Нетук И.В.

307

14.00

обществоведение

Лакрисенко А.М.

406

15.00

история Беларуси

Лакрисенко А.М.

406

15.00

математика

Еремчук О.В.

407

15.00

аглийский язык

Федюкова Т.М.

412

Ловинская Н.П.

410

29 мая

11.00

русский язык

Цыкунова И.В.

412

свернуть

Расписание выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

9 «А» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

9.00

история Беларуси

в устной форме

 

406

3 июня

9.00

русский язык

в письменной форме (изложение)

403

5 июня

9.00

белорусский язык

в письменной форме (изложение)

403

7 июня

9.00

математика

в письменной форме

 

403

 

9 «Б» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

14.00

история Беларуси

в устной форме

 

406

3 июня

9.00

математика

в письменной форме

 

402

5 июня

9.00

русский язык

в письменной форме (изложение)

402

7 июня

9.00

белорусский язык

в письменной форме (изложение)

402

 

9 «В» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

3 июня

9.00

белорусский язык

в письменной форме (изложение)

111

5 июня

9.00

математика

в письменной форме

 

101

7 июня

9.00

русский язык

в письменной форме (изложение)

104

10 июня

09.00

история Беларуси

в устной форме

 

313

 

9 «Г» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

9.00

история Беларуси

в устной форме

 

313

3 июня

9.00

белорусский язык

в письменной форме (изложение)

106

5 июня

9.00

математика

в письменной форме

 

110

7 июня

9.00

русский язык

в письменной форме (изложение)

108

 

9 «Д» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

3 июня

9.00

русский язык

в письменной форме (изложение)

104

5 июня

9.00

белорусский язык

в письменной форме (изложение)

111

7 июня

9.00

математика

в письменной форме

 

110

10 июня

14.00

история Беларуси

в устной форме

 

313

 

9 «Е» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

14.00

история Беларуси

в устной форме

 

313

3 июня

9.00

математика

в письменной форме

 

110

5 июня

9.00

русский язык

в письменной форме (изложение)

106

7 июня

9.00

белорусский язык

в письменной форме (изложение)

106

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Расписание централизованных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

 

11  класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Пункт проведения централизованного экзамена

27 мая

11.00

Математика

Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет», корпус 1

11.00

Английский язык

11.00

Французский язык

11.00

Обществоведение

Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет», корпус 2

11.00

История Беларуси

11.00

Биология

Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет», корпус 4

30 мая

11.00

Русский язык

 

Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет», корпус 4

 

 

 

 

 

 

свернуть

Билеты для проведения обязательного выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы базового образования, в том числе для проведения экзамена в порядке экстерната, по учебному предмету «История Беларуси»

Пояснительная записка

 

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» (далее – выпускной экзамен) проводится по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования с целью оценивания уровня усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету.

Выпускной экзамен проводится в устной форме по билетам, разработанным Министерством образования Республики Беларусь в соответствии с требованиями учебных программ по истории Беларуси (VI–IX классы) для учреждений общего среднего образования.

Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. Содержательно первые и вторые вопросы билетов охватывают исторический период с древнейших времён до современности.

Первые вопросы билетов направлены на проверку усвоения учащимися важнейших событий истории Беларуси и предусматривают устное воспроизведение изученного учебного материала. Ответ на первый вопрос билета должен включать (в зависимости от содержания вопроса): описание указанных исторических фактов, определения исторических понятий, характеристику исторических личностей, которые имели отношение к указанным историческим событиям, объяснение наиболее существенных причинно-следственных связей между историческими фактами. Ответ на первый вопрос билета должен сопровождаться (при возможности) локализацией исторических событий на исторической карте.

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться учебными настенными картами и репродукциями художественных произведений.

Вторые вопросы билетов направлены на проверку умений учащихся работать с разными источниками исторической информации (фрагмент документа, картосхема, таблица, диаграмма, фрагмент статьи, иллюстрация, иные источники). При ответе на второй вопрос билета учащиеся анализируют предложенные 3 (три) источника информации и выполняют 4 (четыре) задания к ним.

Для подготовки к ответу на выпускном экзамене учащемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по двум вопросам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

В случае если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

Ответ на каждый вопрос билета оценивается по 10-балльной шкале. Отметка за экзамен выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных учащимся за ответ на каждый вопрос билета, с применением правил математического округления.

Отметки, полученные учащимися на выпускном экзамене, объявляются учащимся по завершении выпускного экзамена.

 

 

 

Экзаменационные билеты

 

Билет № 1

  1. Древние люди на территории Беларуси: заселение территории, занятия, основные изобретения и открытия, религиозные верования.
  2. Практическое задание. Становление государственного суверенитета Республики Беларусь.

 

Билет № 2

  1. Полоцкое и Туровское княжества в X–XII вв.: территория, действия князей по укреплению княжеств, раздробленность Полоцкой и Туровской земель.
  2. Практическое задание. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь.

 

Билет № 3

  1. Христианизация белорусских земель в X–XIII вв.: причины и значение принятия христианства, религиозные деятели-просветители.
  2. Практическое задание. Внешняя политика Республики Беларусь.

 

Билет № 4

  1. Образование Великого Княжества Литовского: причины объединения белорусских и литовских земель в одном государстве, пути вхождения белорусских земель в ВКЛ.
  2. Практическое задание. Развитие науки, образования, культуры и спорта в Республике Беларусь.

 

Билет № 5

  1. Борьба с агрессией крестоносцев в XIII–XV вв.: Владимир Полоцкий, Давыд Городенский, Андрей Полоцкий, «Великая война» и Грюнвальдская битва.
  2. Практическое задание. Развитие культуры в БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.

 

Билет № 6

  1. Франциск Скорина – белорусский первопечатник, просветитель: жизненный путь, философские, религиозные взгляды, книгоиздательская деятельность. Последователи Франциска Скорины (С. Будный, В. Тяпинский, П. Мстиславец, М. Смотрицкий).
  2. Практическое задание. Общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.

 

Билет № 7

  1. Беларусь в период Отечественной войны 1812 г.: боевые действия на территории Беларуси, отношение к войне разных слоев населения, итоги войны для Беларуси.
  2. Практическое задание. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.

 

Билет № 8

  1. Люблинская уния: причины, условия, значение для белорусских земель. Борьба ВКЛ за сохранение самостоятельности. Статут ВКЛ 1588 г.
  2. Практическое задание. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

 

Билет № 9

  1. Формирование белорусской народности в XIV–XVIIIвв.: признаки народности, особенности их формирования у белорусов, происхождение названия «Белая Русь».
  2. Практическое задание. Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией. Уроженцы Беларуси на фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войн.

 

Билет № 10

  1. Аграрная реформа 1861 г., Столыпинская реформа на белорусских землях: основные мероприятия, особенности проведения, итоги и значение.
  2. Практическое задание. Великая Отечественная война в исторической памяти белорусского народа.

 

Билет № 11

  1. Революция 1905–1907 гг. и Февральская революция 1917 г. в Беларуси: основные события, белорусское национальное движение.
  2. Практическое задание. Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

 

Билет № 12

  1. Беларусь в годы Первой мировой войны: основные события, итоги и последствия для белорусских земель.
  2. Практическое задание. Воссоединение Западной Беларуси с БССР. Социально-экономические и политические преобразования в западных областях БССР.

 

Билет № 13

  1. Беларусь во время Октябрьской революции 1917 г.: основные события, особенности, первые социалистические преобразования.
  2. Практическое задание. Партизанское движение и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

 

Билет № 14

  1. Создание Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ): причины, основные события, значение.
  2. Практическое задание. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг. Политика геноцида населения Беларуси.

 

Билет № 15

  1. Беларусь в годы польско-советской войны 1919–1921 гг.: основные события, итоги и последствия.
  2. Практическое задание. БССР в годы новой экономической политики.

 

Билет № 16

  1. Политика белорусизации: основные мероприятия и результаты. Основные достижения науки и образования, литературы и искусства в БССР в 1920–1930-е гг.
  2. Практическое задание. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои в Беларуси и их значение.

 

Билет № 17

  1. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг.: причины, особенности проведения, итоги, значение.
  2. Практическое задание. Становление белорусской национальной государственности. Участие БССР в создании СССР. Укрупнение территории БССР.

 

Билет № 18

  1. Западная Беларусь в составе Польши (1921– 1939 гг.): экономическая, национальная политика польских властей. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси.
  2. Практическое задание. Культура Беларуси в XIX – начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации.

 

Билет № 19

  1. Подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: оборонительные бои летом 1941 г., партизанское и подпольное движение.
  2. Практическое задание. Наш край в XIII–XVIIIвв.

 

Билет № 20

  1. Геноцид населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны: план «Ост», германский «новый порядок», карательные операции на оккупированной территории Беларуси.
  2. Практическое задание. Развитие культуры на белорусских землях в XIV–XVIII вв.

 

Билет № 21

  1. БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.: основные достижения в области социально-экономического развития.
  2. Практическое задание. Разделы Речи Посполитой, вхождение белорусских земель в состав Российской империи, изменения в положении разных слоев населения Беларуси.

 

Билет № 22

  1. БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.: основные достижения в области образования, науки, культуры.
  2. Практическое задание. Хозяйственное развитие белорусских земель в XIX– начале ХХ в.

 

Билет № 23

  1. Становление государственного суверенитета Республики Беларусь: Декларация о государственном суверенитете БССР, принятие Конституции Республики Беларусь, введение должности Президента Республики Беларусь, республиканские референдумы.
  2. Практическое задание. Хозяйственное развитие белорусских земель в XIV–XVIII вв.

 

Билет № 24

  1. Внешняя политика Республики Беларусь: участие в деятельности ООН, интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
  2. Практическое задание. Хозяйственная жизнь белорусских земель в IX–XIII вв. Пути возникновения городов, их роль.

 

Билет № 25

  1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь: приоритеты государственной политики, достижения в области промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы.
  2. Практическое задание. Восточные славяне на территории Беларуси: расселение, основные занятия, племенные княжества, управление ими.
свернуть

Сроки проведения вступительной кампании в учреждения профессионально-технического образования в 2024 году

Сроки проведения вступительной кампании в учреждения профессионально-технического образования в 2024 году *

 

На основе общего базового образования

(9 классов)

На основе общего среднего образования

ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ

за счет средств бюджета

с 15 июня по

23 августа

с 15 июня по

23 августа

ЗАЧИСЛЕНИЕ

за счет средств бюджета

по 25 августа

по 25 августа

 

*          Примечание: сроки приема документов могут быть изменены в соответствии с нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь.

свернуть

Сроки проведения вступительной кампании в учреждения среднего специального образования в 2024 году

Сроки проведения вступительной кампании в учреждения среднего специального образования в 2024 году *

 

На основе общего базового образования

(9 классов)

На основе общего среднего образования

ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ

за счет средств бюджета

с 20 июля

по 3 августа

с 20 июля

по 6 августа

на платной основе

с 20 июля

по 13 августа

с 20 июля

по 13 августа

ЗАЧИСЛЕНИЕ

за счет средств бюджета

по 10 августа

по 16 августа

на платной основе

по 16 августа

по 21 августа

 

*          Примечание: сроки приема документов могут быть изменены в соответствии с нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь.

свернуть

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

При подготовке к экзамену на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего.

2. Перед занятиями проветрите комнату, выключите телевизор, радио.

3. Не рекомендуется заниматься поздно вечером, такая работа менее эффективна, материал не усваивается.

4. Взяв билет, начинайте готовиться с того вопроса, который, пусть совсем немного, но для вас легче. Напишите примерный план ответа. Когда вы это сделаете, то сразу почувствуете некоторое облегчение. Вы как бы освободитесь от нервозности и вся ваша энергия будет направлена на экзаменационный ответ.

5. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

6. Вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.

7. Вы ошиблись? Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены в своей правоте, лучше согласитесь. Не бойтесь ошибок! Используя ошибки, учитесь лучше разбираться в усваиваемом материале.

8. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, долгожданного победного ответа. Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации.

свернуть

Рекомендации для родителей

1. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки к экзаменам – на какие-то предметы придется потратить больше времени, а что-то потребует только повторения. Определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова"). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

2. Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов математики, истории или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

3. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, примет душ и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

4. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

5. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов ЦТ по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале "экзамена". Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте ребенку отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: удалось ли ребенку сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

6. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или компьютером. Если ребенок хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

свернуть

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНУ?

- Оставьте для подготовки к экзамену достаточно времени.

- Составьте расписание своей подготовки к экзамену.

- Как только Вы заметите, что теряете внимание и Ваш мозг начал уставать, устройте короткий отдых.

- Не пейте слишком много кофе, чая и газированных напитков; кофеин только возбудит Ваш мозг и сделает его менее восприимчивым к информации. Питайтесь чаще и правильным образом; в период подготовки Вашему мозгу требуется больше питательных веществ.

- Регулярные, но умеренные физические упражнения усилят Вашу энергию, просветлят мышление и снизят ощущение стресса.

- Попробуйте упражнения Йоги, дыхательную технику или другие способы для расслабления и преодоления стресса. Они помогут Вам снять напряжение, усилят концентрацию и внимание, а также улучшат сон.

свернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2022 г. № 509

Централизованный экзамен/тестирование - 2024
Демоверсия практического задания для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси в IX классе
Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 14 августа 2023 г. № 263
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 марта 2024 г. No 31 Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 14 августа 2023 г. No 263
О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования
О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 ноября 2023 г. No 348 Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. No 184
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 июля 2022 г. No 184 Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
ИНСТРУКЦИЯ по организации и проведению централизованного экзамена
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 февраля 2023 г. No 58 О выдаче характеристики