Экзамены

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2022 г. № 509

О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году

Билеты для проведения обязательного выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы базового образования, в том числе для проведения экзамена в порядке экстерната, по учебному предмету «История Беларуси»

Пояснительная записка

 

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» (далее – выпускной экзамен) проводится по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования с целью оценивания уровня усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету.

Выпускной экзамен проводится в устной форме по билетам, разработанным Министерством образования Республики Беларусь в соответствии с требованиями учебных программ по истории Беларуси (VI–IX классы) для учреждений общего среднего образования.

Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. Содержательно первые и вторые вопросы билетов охватывают исторический период с древнейших времён до современности.

Первые вопросы билетов направлены на проверку усвоения учащимися важнейших событий истории Беларуси и предусматривают устное воспроизведение изученного учебного материала. Ответ на первый вопрос билета должен включать (в зависимости от содержания вопроса): описание указанных исторических фактов, определения исторических понятий, характеристику исторических личностей, которые имели отношение к указанным историческим событиям, объяснение наиболее существенных причинно-следственных связей между историческими фактами. Ответ на первый вопрос билета должен сопровождаться (при возможности) локализацией исторических событий на исторической карте.

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться учебными настенными картами и репродукциями художественных произведений.

Вторые вопросы билетов направлены на проверку умений учащихся работать с разными источниками исторической информации (фрагмент документа, картосхема, таблица, диаграмма, фрагмент статьи, иллюстрация, иные источники). При ответе на второй вопрос билета учащиеся анализируют предложенные 3 (три) источника информации и выполняют 4 (четыре) задания к ним.

Для подготовки к ответу на выпускном экзамене учащемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по двум вопросам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

В случае если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

Ответ на каждый вопрос билета оценивается по 10-балльной шкале. Отметка за экзамен выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных учащимся за ответ на каждый вопрос билета, с применением правил математического округления.

Отметки, полученные учащимися на выпускном экзамене, объявляются учащимся по завершении выпускного экзамена.

 

 

 

Экзаменационные билеты

 

Билет № 1

  1. Древние люди на территории Беларуси: заселение территории, занятия, основные изобретения и открытия, религиозные верования.
  2. Практическое задание. Становление государственного суверенитета Республики Беларусь.

 

Билет № 2

  1. Полоцкое и Туровское княжества в X–XII вв.: территория, действия князей по укреплению княжеств, раздробленность Полоцкой и Туровской земель.
  2. Практическое задание. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь.

 

Билет № 3

  1. Христианизация белорусских земель в X–XIII вв.: причины и значение принятия христианства, религиозные деятели-просветители.
  2. Практическое задание. Внешняя политика Республики Беларусь.

 

Билет № 4

  1. Образование Великого Княжества Литовского: причины объединения белорусских и литовских земель в одном государстве, пути вхождения белорусских земель в ВКЛ.
  2. Практическое задание. Развитие науки, образования, культуры и спорта в Республике Беларусь.

 

Билет № 5

  1. Борьба с агрессией крестоносцев в XIII–XV вв.: Владимир Полоцкий, Давыд Городенский, Андрей Полоцкий, «Великая война» и Грюнвальдская битва.
  2. Практическое задание. Развитие культуры в БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.

 

Билет № 6

  1. Франциск Скорина – белорусский первопечатник, просветитель: жизненный путь, философские, религиозные взгляды, книгоиздательская деятельность. Последователи Франциска Скорины (С. Будный, В. Тяпинский, П. Мстиславец, М. Смотрицкий).
  2. Практическое задание. Общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.

 

Билет № 7

  1. Беларусь в период Отечественной войны 1812 г.: боевые действия на территории Беларуси, отношение к войне разных слоев населения, итоги войны для Беларуси.
  2. Практическое задание. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.

 

Билет № 8

  1. Люблинская уния: причины, условия, значение для белорусских земель. Борьба ВКЛ за сохранение самостоятельности. Статут ВКЛ 1588 г.
  2. Практическое задание. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

 

Билет № 9

  1. Формирование белорусской народности в XIV–XVIIIвв.: признаки народности, особенности их формирования у белорусов, происхождение названия «Белая Русь».
  2. Практическое задание. Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией. Уроженцы Беларуси на фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войн.

 

Билет № 10

  1. Аграрная реформа 1861 г., Столыпинская реформа на белорусских землях: основные мероприятия, особенности проведения, итоги и значение.
  2. Практическое задание. Великая Отечественная война в исторической памяти белорусского народа.

 

Билет № 11

  1. Революция 1905–1907 гг. и Февральская революция 1917 г. в Беларуси: основные события, белорусское национальное движение.
  2. Практическое задание. Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

 

Билет № 12

  1. Беларусь в годы Первой мировой войны: основные события, итоги и последствия для белорусских земель.
  2. Практическое задание. Воссоединение Западной Беларуси с БССР. Социально-экономические и политические преобразования в западных областях БССР.

 

Билет № 13

  1. Беларусь во время Октябрьской революции 1917 г.: основные события, особенности, первые социалистические преобразования.
  2. Практическое задание. Партизанское движение и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

 

Билет № 14

  1. Создание Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ): причины, основные события, значение.
  2. Практическое задание. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг. Политика геноцида населения Беларуси.

 

Билет № 15

  1. Беларусь в годы польско-советской войны 1919–1921 гг.: основные события, итоги и последствия.
  2. Практическое задание. БССР в годы новой экономической политики.

 

Билет № 16

  1. Политика белорусизации: основные мероприятия и результаты. Основные достижения науки и образования, литературы и искусства в БССР в 1920–1930-е гг.
  2. Практическое задание. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои в Беларуси и их значение.

 

Билет № 17

  1. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг.: причины, особенности проведения, итоги, значение.
  2. Практическое задание. Становление белорусской национальной государственности. Участие БССР в создании СССР. Укрупнение территории БССР.

 

Билет № 18

  1. Западная Беларусь в составе Польши (1921– 1939 гг.): экономическая, национальная политика польских властей. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси.
  2. Практическое задание. Культура Беларуси в XIX – начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации.

 

Билет № 19

  1. Подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: оборонительные бои летом 1941 г., партизанское и подпольное движение.
  2. Практическое задание. Наш край в XIII–XVIIIвв.

 

Билет № 20

  1. Геноцид населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны: план «Ост», германский «новый порядок», карательные операции на оккупированной территории Беларуси.
  2. Практическое задание. Развитие культуры на белорусских землях в XIV–XVIII вв.

 

Билет № 21

  1. БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.: основные достижения в области социально-экономического развития.
  2. Практическое задание. Разделы Речи Посполитой, вхождение белорусских земель в состав Российской империи, изменения в положении разных слоев населения Беларуси.

 

Билет № 22

  1. БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.: основные достижения в области образования, науки, культуры.
  2. Практическое задание. Хозяйственное развитие белорусских земель в XIX– начале ХХ в.

 

Билет № 23

  1. Становление государственного суверенитета Республики Беларусь: Декларация о государственном суверенитете БССР, принятие Конституции Республики Беларусь, введение должности Президента Республики Беларусь, республиканские референдумы.
  2. Практическое задание. Хозяйственное развитие белорусских земель в XIV–XVIII вв.

 

Билет № 24

  1. Внешняя политика Республики Беларусь: участие в деятельности ООН, интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
  2. Практическое задание. Хозяйственная жизнь белорусских земель в IX–XIII вв. Пути возникновения городов, их роль.

 

Билет № 25

  1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь: приоритеты государственной политики, достижения в области промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы.
  2. Практическое задание. Восточные славяне на территории Беларуси: расселение, основные занятия, племенные княжества, управление ими.
свернуть

Рекомендации для родителей

1. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки к экзаменам – на какие-то предметы придется потратить больше времени, а что-то потребует только повторения. Определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова"). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

2. Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов математики, истории или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

3. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, примет душ и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

4. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

5. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов ЦТ по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале "экзамена". Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте ребенку отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: удалось ли ребенку сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

6. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или компьютером. Если ребенок хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

свернуть

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

При подготовке к экзамену на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего.

2. Перед занятиями проветрите комнату, выключите телевизор, радио.

3. Не рекомендуется заниматься поздно вечером, такая работа менее эффективна, материал не усваивается.

4. Взяв билет, начинайте готовиться с того вопроса, который, пусть совсем немного, но для вас легче. Напишите примерный план ответа. Когда вы это сделаете, то сразу почувствуете некоторое облегчение. Вы как бы освободитесь от нервозности и вся ваша энергия будет направлена на экзаменационный ответ.

5. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

6. Вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.

7. Вы ошиблись? Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены в своей правоте, лучше согласитесь. Не бойтесь ошибок! Используя ошибки, учитесь лучше разбираться в усваиваемом материале.

8. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, долгожданного победного ответа. Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации.

свернуть

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНУ?

- Оставьте для подготовки к экзамену достаточно времени.

- Составьте расписание своей подготовки к экзамену.

- Как только Вы заметите, что теряете внимание и Ваш мозг начал уставать, устройте короткий отдых.

- Не пейте слишком много кофе, чая и газированных напитков; кофеин только возбудит Ваш мозг и сделает его менее восприимчивым к информации. Питайтесь чаще и правильным образом; в период подготовки Вашему мозгу требуется больше питательных веществ.

- Регулярные, но умеренные физические упражнения усилят Вашу энергию, просветлят мышление и снизят ощущение стресса.

- Попробуйте упражнения Йоги, дыхательную технику или другие способы для расслабления и преодоления стресса. Они помогут Вам снять напряжение, усилят концентрацию и внимание, а также улучшат сон.

свернуть