Специальное образование

Пункт коррекционно-педагогической помощи

График проведения консультаций учителя-дефектолога Секацкой Алины Олеговны

Дата

Время

Тема

Группа лиц, для которых проводится консультация

09.09

13.40 – 14.00

Особые дети – особое общение. Обучение детей с ОПФР с учётом индивидуальных особенностей

для специалистов учреждения образования

23.09

13.40 – 14.00

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей по организации выполнения заданий коррекционной направленности

для законных представителей учащихся ГУО «Средняя школа № 11 г. Могилева»

14.10

13.40 – 14.00

Необходимость развития психических процессов в работе с детьми с ОПФР

для специалистов учреждения образования

28.10

13.40 – 14.00

Организация и проведение уроков и коррекционных занятиях в классе интегрированного обучения и воспитания

для законных представителей учащихся ГУО «Средняя школа № 11 г. Могилева»

11.11

13.40 – 14.00

Характеристика особых образовательных потребностей учащихся с ОПФР. Необходимость создания адаптированной образовательной среды

для специалистов учреждения образования

25.11

13.40 – 14.00

Сенсорное развитие как основа умственного развития учащихся с ОПФР

для законных представителей учащихся ГУО «Средняя школа № 11 г. Могилева»

16.12

13.40 – 14.00

Формирование и развитие элементов логического мышления у детей с ОПФР посредством дидактических игр и упражнений

для специалистов учреждения образования

30.12

13.40 – 14.00

Советы по автоматизации поставленных звуков на занятиях и в режимных моментах

для законных представителей учащихся ГУО «Средняя школа № 11 г. Могилева»

 

 

13.01

13.40 – 14.00

Нетрадиционные технологии в работе с детьми с ОПФР

для специалистов учреждения образования

27.01

13.40 – 14.00

Профилактика нарушений письменной речи

для законных представителей учащихся ГУО «Средняя школа № 11 г. Могилева»

10.02

13.40 – 14.00

Роль ИКТ в образовательном процессе с детьми с ОПФР

для специалистов учреждения образования

24.02

13.40 – 14.00

Особенности математических представлений у детей с ОПФР

для законных представителей учащихся ГУО «Средняя школа № 11 г. Могилева»

17.03

13.40 – 14.00

Значение методов визуализации в работе с детьми с ОПФР

для специалистов учреждения образования

31.03

13.40 – 14.00

Готовимся к ПМПК

для законных представителей учащихся ГУО «Средняя школа № 11 г. Могилева»

14.04

13.40 – 14.00

Здоровье сберегающие технологии в педагогической деятельности

для специалистов учреждения образования

28.04

13.40 – 14.00

Роль развивающих игр в работе с учащимися с ОПФР

для законных представителей учащихся ГУО «Средняя школа № 11 г. Могилева»

12.05

13.40 – 14.00

Консультация учителя-дефектолога по запросу специалистов учреждения образования

для специалистов учреждения образования

26.05

13.40 – 14.00

Рекомендации учителя-дефектолога по закреплению пройденного материала в летний период

для законных представителей учащихся ГУО «Средняя школа № 11 г. Могилева»

свернуть

Фонематический слух- основа правильной речи

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

   Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении письму.

   Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух.

   Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание мызыкальных инструментов, пение птиц и др.) и только потом нужно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия, как гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твёрдые звуки.

Игры на развитие фонематического слуха:

- придумай слово со звуком…(например, С);

- определи в слове первый, последний звук;

- разложи вещи по полкам – на первую полку положи картинки, в названиях которых звук находится в начале слова, на вторую – в середине, на третью – в конце;

- «собери овощи в лукошко» - собирая овощи ребёнок должен последовательно перечислить все звуки, из которых складывается их названия.

   Нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слов – суффиксов, префиксов и так далее.

    Некоторые сложности возникают у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

    Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

 

свернуть

Родителям особенных детей

Семья имеет огромное значение для ребёнка, особенно для тех, у кого проблемы со здоровьем. Ведь только в семье ребёнок получает возможность раскрыть свои способности более полно, он окружён родительской заботой и вниманием. Родительская любовь – это неоценимая поддержка для особого ребёнка, с которой ему гораздо легче развиваться и социально адаптироваться. А со временем родители постепенно превращаются в самых важных педагогов и воспитателей для своих детей. Никто не застрахован ни от чего. Дети не просились сами, это мамы и папы захотели, чтобы у них был ребёнок. Если он особый, то ведь это тоже что-то значит. С рождением детей с особенными потребностями жизнь родителей очень круто меняется, она похожа на бег с препятствиями, с неожиданными и резкими остановками, болезненными падениями. Зачастую родители стесняются своих особенных детей, особенно отцы. Основная причина в том, что мы живём среди людей, и зависим от их мнения. От того, как общество относится к больному ребёнку, может зависеть и отношение родителей к нему. И через эту зависимость так нелегко переступить. Здесь главное – не замыкаться в себе. В жизни такой семьи много трудностей, которые заключаются не в них именно, они пришли извне. Многим людям не понять их переживания. Пусть ваш ребёнок с меньшими интеллектуальными и физическими способностями, пусть он многого не умеет из того, что делают дети его возраста, но они умеют любить и выражать свою любовь! Так разве не этого – самого главного - вы ждёте от своих детей! У большинства из родителей с рождением такого ребёнка кардинально меняется взгляд на мир, отношение к самим себе и другим людям. Одни могут обвинять себя, другие – свою половинку и перекладывают всю заботу на плечи другого супруга, забывая, что двое участвуют в зачатии и двое несут ответственность за рождение и дальнейшую жизнь малыша. Третьи видят корни своего «несчастья» в «злобных происках недругов» (бывшей подруги, злобной свекрови, завистников на работе и т.д.). Но есть такие родители, которые приняли ситуацию и ребёнка такими, какие они есть, изменили свой стиль жизни, встали на путь личностного роста и сотворчества. Любовь к детям и забота о них ложатся на плечи таких родителей не тяжким бременем, и помогает идти по жизни рядом со своими детьми с гордо поднятой головой, не стесняясь своего малыша, а гордясь им, его достижениями. У таких родителей раскрываются таланты и достижения, о которых они даже не подозревали. Разве это не «помощь» особого ребёнка своим родителям? Папы и мамы особенных детей, представьте, что ваш ребёнок – инопланетянин, который именно с вас начал изучение жизни на земле. Именно вы должны установить самый тесный контакт с ним, понять его язык и обучить своему, максимально адаптировать его к нашей общественной жизни. Смелые, добрые, терпеливые, любящие родители! Будьте счастливы не вопреки вашим необыкновенным детям, а благодаря им и вместе с ними!

свернуть

Памятка для родителей как помочь ребенку с особенностями психофизического развития выполнить домашнее задание

  1. Ребенок должен готовить домашнее задание самостоятельно, но не бесконтрольно.
  2. Выясните трудности, с которыми встречается ребенок при выполнении домашнего задания.
  3. Настройте ребенка на выполнение заданий тех уроков, которые были сегодня, а задания на следующий день надо только повторить. 
  4. Ритм выполнения домашнего задания индивидуален для каждого ребенка. Не следует ни торопиться, ни затягивать. 
  5. Выполнение каждого задания необходимо мотивировать применением его в будущем. 
  6. Не следует отвлекать ребенка, умственный труд требует сосредоточенности. 
  7. Разумная помощь и ненавязчивый контроль особенно необходимы ребенку в трудновыполнимых заданиях.

 

свернуть

Пальчиковая гимнастика

  1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз):

а) ладонями вверх;

б) ладонями вниз;

в) обеих рук одновременно;

г) правой и левой по очереди.

Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.

  1. Вращение кистями рук (по 10 раз):

а) в правую, затем в левую сторону;

б) вовнутрь (обеими кистями);

в) наружу.

  1. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):

а) одновременно;

б) правой, левой по очереди.

  1. Пригибание кистей рук (по 10-15 раз):

а) одновременно;

б) правой, левой по очереди.

  1. «Пальчики здороваются»— соприкосновение подушечек пальцев (по 10-15 раз):

а) пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;

б) пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;

в) то же одновременно двумя руками;

г) пальцы правой руки – с соответствующими пальцами левой.

Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличивается.

 

 

 

 

 

 

  1. Массаж ладоней и пальцев.

Сорока – белобока

Кашу варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты кашу не варил –

Тебе ничего нет!

 

  1. Массаж прижимающий:

 

Шел медведь к своей берлоге

Да споткнулся по дороге.

«Видно очень мало сил

Я на зиму накопил», -

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

 

(Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз, пальцы разведены. Указательным пальцем по очереди прижимать каждый ноготь, катать его на подушечке влево - вправо. На каждую сточку – нажим на один палец).

  1. «Щелчки»

 

Поднял ушки бурундук,

Он в лесу услышал звук:

 - Это что за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

 - А пойдем, - сказал барсук, -

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук

И без крыльев и без рук

Ищет он, где спрятан жук,

Вот и слышен перестук!

 

 

(Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Взрослый поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз).

 

 

  1. «Ладонь – кулак».

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились!

 

(Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.)

 

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И всё быстрее делай так!

 

(Одновременно – правая рука сжимается в кулак, а левая распрямляется. Потом наоборот).

 

  1. Упражнение с пробками.

 

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

        Смена рук

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

       Смена рук

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

       Смена рук

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

 

 

(Взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) надеть их, как обувь на указательные и средние пальцы обеих рук. Шагать пальцами, не отрывая «обувь» от стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.)

 

 

 

 

 

  1. Комканье платка.

У меня живет проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюшко, как у бегемота!

 

(Взять небольшой носовой платок за уголок и показать ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает!  Потом предлагаем то же самое сделать ребенку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка (маленькие).

 

  1. Семья.

(соединить запястья, поочередно соединяя пальцы, начиная с больших, в конце соединить все пальцы.)

 

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

  1. Братья.

Выполни задание одной рукой.

Пальцы в кулак, поочерёдно отгибаем пальцы, начиная с большого.

 

Пальчик, пальчик, где ты был?

  С этим братцем в лес ходил.

  С этим братцем щи варил.

  С этим братцем кашу ел.

  С этим братцем песни пел.

 

Выполни задание двумя руками.

 

свернуть

Обогащение и активизация словаря (вместо логопеда – родители)

Игра «Наоборот» 

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).  Логопед говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду. Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди:

Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот».  Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).  Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).  Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).  Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!  Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).  Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»). 

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).  

Логопед называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т.е. закончить фразу. Сахар сладкий, а лимон ...  Луна видна ночью, а солнце ...  Огонь горячий, а лед ...  Река широкая, а ручей ...  Камень тяжелый, а пух ...  Обыграть это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем. 

Игровое упражнение «Скажи по-другому» 

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).  Логопед говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели. Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу. Какое слово повторилось два раза? (идет). Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому. Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому. Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает). Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания: Чистый воздух (свежий воздух).  Чистая вода (прозрачная вода).  Чистая посуда (вымытая посуда).  Самолет сел (приземлился).  Солнце село (зашло).  Река бежит (течет, струится).  Мальчик бежит (мчится, несется).  Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).   

Игра «Какой предмет?» 

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.  Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...  Красное — платье, яблоко, знамя, ... 

Игровое упражнение «Отгадки-загадки» 

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза) Лохматый, косолапый…. Голодный, серый, злой…. Яркое, теплое… Серый, маленький, колючий… 

Игровое упражнение «Кто как ест?»                               

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д. Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»- Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д. 

Игровое упражнение «Путаница» 

Из каких слов образовались: ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла ЧЕСЛУК – чеснок и лук РЕПУСТА – репа и капуста Помоги разобраться.    

Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову? 

Например,: кнопка 1)    для прикрепления бумаги к доске; 2)    можно бросить в окно, чтобы подать сигнал; 3)    сдать в металлолом; 4)    провести маленький круг 5)    положить на стол и т.д. Гвоздь - …, ботинок -…, шнурок - … 

Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя. 

Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -… Дом – крыша, книга - … Птица – яйцо, растение - … Хорошо – лучше, медленно - … Школа – обучение, больница -… Человек – ребенок, собака - … Пальто – пуговица, ботинок - …  

Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая; У мальчика длинные ноги - длинноногий  

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?) … Мише стало грустно (отчего?) … Миша обрадовался (когда?) …   

Игра «Кто больше запомнит, что из чего сделано? 

Дети по памяти называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

 

свернуть

Логоритмика

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) (различают НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

 

свернуть

Как заинтересовать ребенка выполнять домашнее задание

Вы поможете ребенку раз или даже два, но на третий он справится сам

В период учебного года для многих мам и пап начинается «война» со своими детьми. Причиной этого домашние задания и их выполнение. Многим Вам знакомо то, что у детей никогда не бывает особого желания потратить несколько часов на выполнение домашнего задания после школы, ведь они могут с таким же успехом это время потратить на прогулки с друзьями, игры или поход в кино.

Для многих родителей это оборачивается нешуточной схваткой. Им приходится каждую ночь проверять наличие выполненной домашней работы или даже стоять над своим ребенком, чтобы убедиться, что все задания будут выполнены. Это тяжело для обеих сторон.

Жизнь становится намного проще, когда находится способ мотивировать своих детей на выполнение домашней работы. Во многих семьях мотивация действует намного эффективнее наказания.

  1. Установить регулярное время для выполнения домашней работы. Это должно приучить детей к рациональному использованию времени, но временной отрезок должен соблюдаться регулярно. Во время этого времени телевизор и другие отвлекающие факторы должны быть устранены.
  2. Придумайте систему вознаграждений. Вы можете предложить какое-либо вознаграждение за выполнение домашнего задания в установленное время, за выполнение работы без напоминания и т.д. Подумайте, что могло бы послужить хорошим вознаграждением, и меняйте награды при необходимости изменить мотивацию.
  3. Соответствующая награда. Это особенно важно, если домашнее задание становится проблемой. Полное выполнение заслуживает награды; медленная работа или отказ закончить работу — значит потерять поощрение родителей.
  4. Нужно найти оптимальный вариант поощрения или вознаграждения для ребенка. Тем более, если ваша неделя относительно домашней работы распланирована, то вовсе не обязательно ежедневно вознаграждать ребенка. Вы можете установить свои «правила», к примеру, ребенок всю неделю трудится ради получения награды на выходных. 
  5. Будьте настойчивее. Даже если ваш ребенок всевозможными способами сопротивляется новым правилам, вы должны стоять на своем. Дети знают наверняка, когда им удается «сломить» родительскую настойчивость и упорство. Если вы сами будете придерживаться новых домашних правил, то и дети примут их со временем. Несколько дней «сражений» относительно домашней работы, даже если они очень серьезны, принесут свои плоды.
  6. Будьте всегда рядом. У детей очень часто возникают вопросы по домашней работе. Конечно, в идеале вы хотите, чтобы они сами поняли, как сделать работу, но будет лучше, если вы поможете им понять, что именно спрашивается или, еще лучше, покажете им, как решить задачу. Вы поможете ребенку раз или даже два, но на третий он справится сам.

Кроме того, вам может помочь правильный выбор «награды» за старания ребенка. К примеру, дополнительное время у телевизора или за компьютером. Но все же лучшим вознаграждением и для ребенка, и для вас будет время, проведенное вместе всей семьей. Совместный поход в парк или музей, настольная игра в полном составе и другие награды воодушевят вашего ребенка быстрее и лучше делать свои домашние задания.

 

свернуть

Дыхательные Упражнения

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.  

Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.  

Футбол.  Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.  

Ветряная мельница.  Для этой игры необходима игрушка - мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом: Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!  А.С. Пушкин    Бабочка Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Взрослый и ребенок произносят приговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, там твои детки   - На березовой ветке!  (Русская народная приговорка) Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «чтобы она полетела».  Ребенок делает длительный плавный выдох.  

Одуванчик. Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Или с использованием изображения одуванчика. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!   Одуванчик, до чего ж Ты на облачко похож.  Страшно даже и взглянуть: Как бы облачко не сдуть (Г. Виеру).   

Шторм в стакане.  Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.  

Снегопад.  Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объясните ребенку, что явление, когда идет снег, называется снегопад. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.   Снег, снег кружится, Белая вся улица!  Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок (А. Барто).  

Листопад. Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад в группе. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Научите ребенка узнавать листья деревьев. Это смогут даже неговорящие дети.  

 

свернуть

Дисграфия и дислексия – что это?

Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. Это нам взрослым, у которых эти процессы давно автоматизированы, кажется всё это элементарным. Но далеко не всем детям легко и просто удаётся освоить письмо и чтение. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее своих сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать или заменять буквы, писать все слова или предлоги со словами вместе и наоборот – из одного слова сделать два. Относить эти ошибки к невнимательности будет ошибочно. Такого рода ошибки называются специфическими. Прежде всего, их необходимо проанализировать. Если специфические ошибки у ребёнка встречаются редко, от случая к случаю или, вообще, единичны, то это, скорее всего, результат переутомления и невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение. Но если эти ошибки повторяются в каждой письменной работе – значит, они носят стойкий характер. Наличие стойких специфических ошибок на письме говорит о том, что у ребёнка частично нарушен процесс письма – это так называемая дисграфия. А вот наличие стойких специфических ошибок при чтении – это дислексия. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. У мальчиков дислексия встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Я не буду перечислять все возможные причины дисграфии и дислексии, но отмечу, что одной из основных причин является нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия.

     На какие же ошибки следует обратить внимание прежде всего?

  1. если дети смешивают буквы при чтении и на письме по так называемому оптическому сходству: б-дп-т, и-у, о-а, З-Е, л-м, н-к, х-ж, ш-щ, и-ц и др.,
  2. ошибки, связанные с нарушением произношения; дети пишут так, как говорят: «сапка» - шапка, «лакета» - ракета,
  3. ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия: дети путают гласные ё-ю, о-у, согласные – чаще звонкие и глухие парные, ч-ц,     ч-т’, ч-щ, свистящие - шипящие,
  4. пропускают буквы, слоги, не дописывают слова,
  5. если при письме наблюдается «застревание» на буквах и слогах: «берёёза», «рабобота»,
  6. большой % ошибок у детей может быть связан с неумением обозначать мягкость согласных на письме: «свокла» - свёкла, «крылцо» - крыльцо,
  7. дети пишут слова, предлоги со словами слитно или наоборот слова делят на части: «ок» «но»,
  8. дети с дисграфией не держат строку, игнорируют заглавную букву, точку в конце предложения.

     Что делать и чего делать нельзя, если у ребёнка дисграфия или дислексия?

Ещё раз хочу напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.

 Не следует браться за дисграфию и дислексию самостоятельно. Необходимо обратиться к специалисту - дефектологу. Ни в коем случае не слушайте того, кто порекомендует вашему ребёнку больше писать и читать. Не заставляйте ребёнка все выходные и каникулы читать, списывать огромные тексты и писать под диктовку. Вы и ваш ребёнок зайдёте в тупик – количество ошибок будет только увеличиваться. Подход к ребёнку, страдающему такими нарушениями, должен быть совсем другим. На первых этапах работа идёт в основном устная – упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ и синтез слов.

     Чем же вы, как родители, можете помочь детям?  Первый совет дефектолога – развивайте речь ребёнка, чаще разговаривайте с ним. Учительница, наверное, предложит вам список книг, которые вашему ребёнку необходимо будет прочитать летом. Уважаемые родители, найдите время почитать с ребёнком вместе. Например, готовите ужин – посадите ребёнка на кухне, пусть он вам почитает. Задайте вопросы по прочитанному, чтобы понять насколько он понял содержание. Вопросы задавайте так, чтобы они требовали развёрнутого ответа. Попросите ребёнка пересказать то, что он прочитал. А завтра пусть он расскажет это же бабушке или дедушке.

Работая таким образом с ребёнком, вы не только закрепите и улучшите навык чтения, но и разовьёте речь и память ребёнка.

     Как ещё можно развивать речь у ребёнка?  Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Научно доказано, что развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развиваем речь ребёнка. В домашних условиях можно выполнять следующие упражнения: рисование, штриховка, обведение по контуру, раскрашивание, рисование узоров по клеточкам в тетради, разминание пальцами теста, пластилина, нанизывание бусинок, пуговиц, шнуровка, вырезание ножницами, конструирование из бумаги и др. Эти упражнения будут не только способствовать развитию речи, но и развивать мускулатуру руки, а значит, помогут улучшить почерк ребёнка.

     Есть ещё одно, на мой взгляд, важное и нужное упражнение. Называется оно «Корректурная проба». По данным психологов, при условии выполнения этого упражнения не менее 5-ти раз в неделю (но лучше ежедневно) в течение 5-ти минут через 2-3 месяца количество ошибок уменьшится. Дома можете дать ребёнку какую-нибудь книгу, желательно не интересную с достаточным по размеру шрифтом (сравните со шрифтом в его учебниках). В этой книге ребёнок должен ежедневно зачёркивать заданную букву. Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда количество пропущенных букв уменьшится, можно задание усложнить: одну букву зачеркивать, другую обводить в кружок. Буквы могут выбираться произвольно, но сразу не желательно давать гласные «а» и «о», т. к. их слишком много в тексте. Также, если дети смешивают близкие по звучанию буквы, то давать задания с этими буквами следует несколько позднее. Результат после выполнения такого рода заданий появится не сразу, но он обязательно будет.

     Вообще, надо сказать, что в работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Необходимо набраться терпения.

В завершение нашего разговора хочу пожелать вам, уважаемые родители, терпения и успехов в обучении и воспитании ваших детей, пусть ваши дети будут здоровы. Давайте беречь их и любить такими, какие они есть: с дефектами или без дефектов, с проблемами или без них. Давайте надеяться на то, что когда-то они оправдают наши надежды.

Ранняя профилактика дисграфии

    Предупредить возможность возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста возможно путём устранения у них уже появившихся её предпосылок. Наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребёнка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций),

которая уже должна бы быть сформирована к данному возрасту. Сам по себе факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока ещё в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребёнок не взялся за ручку и тетрадь. Как только это произойдёт – мы её (дисграфию) сразу увидим наяву.

    Основная опасность состоит в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребёнка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него «всё нормально». Если же иногда и появляется смутная догадка, что «что-то не так», очень многие успокаивают себя: «С возрастом всё пройдёт!»

    Не пройдёт это с возрастом, а только ещё больше укоренится и к тому же «обрастёт» массой других нарушений.

    Когда мы говорим  преодолении уже имеющихся предпосылок дисграфии, то это, образно говоря, меры пожарного порядка – необходимо срочно «подправить» какие-то «западающие» звенья до начала обучения ребёнка грамоте. Но эти меры являются уже порядком запоздалыми. Поэтому теперь мы поведём речь о том, как такого «западания» избежать, как предупредить саму возможность его появления.

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;
  • упражнения выполнять перед зеркалом в непринуждённой форме.

Построить забор

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбаться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти – десяти.

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

Методические указания.

  • Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
  • Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Наказать непослушный язычок

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

  • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
  • Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  • Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

На губу язык клади, «пя-пя-пя» произноси, Мышцы расслабляются, лопатка получается. Ты под счёт её держи до пяти, до десяти.

Лопатка

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

  • Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  • Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа
  • Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  • Боковые края языка должны касаться углов рта.
  • Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».

Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму и варенье оближу.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  • Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону
  • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Малышата – индюшата лапками топочут, Весело болбочут: «Бл-бл-бл!»

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

  • Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
  • Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
  • Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.
  • Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок. Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок. Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз. ТО же самое можно и в положении – рот приоткрыт- широким языком к верхней, затем к нижней губе.

Методические указания.

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз, Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Барабанщики

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

  • Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  • Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
  • Кончик языка не должен подворачиваться.

Утром рано на лесной полянке Звонко, звонко зайчик барабанит: «Д-д-д-д, да-ды, да-ды».

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Это Вам поможет подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно не смог освоить.

 

свернуть

2 апреля всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм – нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. Аутизм не болезнь — это нарушение функционирования организма и развития. Аутизм нельзя вылечить - от него нет таблеток. Помочь человеку с РАС может лишь ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение.

Люди с аутизмом часто оказываются талантливыми в отдельных областях: в истории, литературе, математике, географии и музыке. Они с легкостью запоминают большие тексты. Но самые простые действия им даются с трудом: разговор на повседневные темы, поход в магазин, переход улицы. Люди с аутизмом могут быть гиперчувствительны к внешним раздражителям: уличному шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям. Люди с аутизмом не опасны для окружающих. Более того, в незначительной степени аутичные черты есть у большинства людей, живущих среди нас.  Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их последующая интеграция в жизнь общества.

свернуть
Пункт коррекционно-педагогической помощи